В этой статье коротко описаны основные составляющие любого железнодорожного пути. Описание, применение, основные требования.
- Рельсы.
Предназначены для направления колес движущегося состава, восприятия, переработки и передачи нагрузки на основание. На участках с электрической тягой играют роль электропроводников.
Определение типа рельса зависит от массы рельса длинной 1,0 метр, округленное значение ставится после буквы Р. На данный момент в основном используются рельсы Р-65 и Р-75. (Хотя на подъездных путях ещё можно встреть рельсы типа Р-50 и даже Р-43.)
Масса, особенности изготовления, очертание, качество стали рельс тесно взаимосвязаны и зависят напрямую от скорости движения состава и нагрузки на рельс колесных пар.
Основные требования к рельсам: — Прочность (возникающие в рельсах напряжения изгиба и кручения не должны превышать допустимых значений)
— Долговечность (износостойкость, высокая твердость)
Чтобы обеспечить лучшую износостойкость и долговечность для изготовления рельс используют мартеновскую высокоуглеродистую сталь, подвергшуюся герметической обработке путем закалки в масле с последующим печным отпуском. Твердость поверхности головки должна быть в пределах 341-388 НВ, подошвы и шейки не больше 388 НВ по Бринеллю.
Увеличение сроков службы рельсов производится путем периодической шлифовки в пути (применяются рельсошлифовальные механизмы и поезда с абразивными кругами) или острожки старогодних рельсов на рельсосварочных предприятиях.
- Рельсовые стыки
Рельсовыми стыками называются места соединения рельсов между собой.
Различают 3 вида стыков:
— Болтовые (на концах рельс, перекрытых накладками оставляются зазоры, для изменения длинны при изменении температуры)
— Клееболтовые (накладки приклеиваются и стягиваются болтами к рельсам)
— Сварные
Эксплуатационные сроки скреплений непосредственно связаны со сроком службы рельс, при замене рельс проверяют и рельсовые скрепления. Их сроки службы зависят от нагрузок на стык, скорости движения проезжающих составов и климатических условий.
- Промежуточные рельсовые скрепления
Эти рельсовые скрепления являются связующим элементом между рельсами и основанием и обеспечивают:
— прижатие рельсов к основанию
— стабильную ширину рельсовой колеи
— обеспечивают быструю и экономически эффективную работу по замене деталей скреплений без перерывов в задержке движения поездов.
— вибростойкость и упругость в узлах рельсовых скреплений.
— температурные условия (оптимальные для работы рельсов) По конструкции рельсовые скрепления подразделяются на подкладочные и бесподкладочные (не имеющие под рельсами металлических подкладок).
Так же делятся на имеющие и не имеющие противоугонные свойства. Непротивоугонные скрепления не обеспечивают достаточного нажатия на основание и требуют при установке дополнительных мер по установке приспособлений препятствующих продольной сдвижки рельса.
Противоугонные скрепления обеспечивают необходимое нажатие при помощи упругих элементов. В свою очередь они делятся на подгруппы с болтовыми (регулируемые подтягиванием гаек клеммных болтов) и безболтовыми скреплениями .
Подкладочные скрепления делятся на нераздельные ( соединение рельса производится одними прикрепителями через подкладку), раздельные ( рельс к подкладке и подкладка к рельсу крепятся разными прикрепителями) и смешанные (рельс через подкладку крепится к опоре а подкладка самостоятельно крепится с опорой)
- Шпальные скрепления
Деревянные шпалы: Подкладочное костыльное соединение смешанного типа — является одним из самых распространенных креплений деревянных шпал. Основой этого крепления является клинчатая ребордчатая подкладка и костыли. Подразделяющиеся в свою очередь на основные (прижимающие рельс к подкладке и шпале для удержания от сдвига и опрокидывания) и обшивочные (прижимающие подкладку к шпале для уменьшения вибрации).
Раздельное скрепление – второе по применимости. Рельс прижимается к подкладке при помощи двух клемм натяжением болтов, установленных с боку в вырезы подкладок. Это скрепление не требует установки противоугонов, т.к. обеспечивает постоянное прижатие к рельсе.
Железобетонные шпалы: Отличие ЖБ шпал это повышенная прочность на сжатие, позволяющее применять бесподкладочные скрепления. Основным промежуточным скреплением используется клеммно — болтовое скрепление. Рельс прижимается к подкладке жесткими клеммами, надетыми на болты .
К шпале подкладка крепится закладными болтами. Головки болтов опираются на залитую в бетон металлическую шайбу, которая при затягивании обеспечивает равномерное распределение нагрузки на бетон.
- Противоугоны
Используются для предотвращения продольного перемещения рельса по шпалам, происходящее при прохождении подвижного состава. В их качестве используются пружинные скобы, надеваемые на подошву рельсов. Они предотвращают перемещение путем передачи силы угона на подкладки или шпалы. Продольные силы передаются на шпалы и далее на балласт.
- Подрельсовые опоры
Предназначены для обеспечения постоянной ширины рельсовой колеи, восприятия усилий от рельс и передаче их на балластный слой. Устраиваются в виде брусьев и шпал (на металлических мостах и стрелочных переводах). Основными используемыми материалами для них являются железобетон и дерево.
Деревянные шпалы и брусья. Изготавливаются из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра или березы. Формы поперечного сечения разделены на три вида: — Обрезные (пропиленные с четырех сторон)
— Полуобрезные (пропиленные с трех сторон)
— Необрезные (пропиленные с двух сторон)
Предпочтение отдается обрезным шпалам и брусьям, т.к они обеспечивают более устойчивую работу противоугонов.
Деревянные шпалы подразделяются в зависимости от назначения на три типа, различающихся по размерам поперечного сечения:
- — для главных путей
- — для подъездных и станционных путей
- — для подъездных путей промышленных предприятий
Железобетонные шпалы и брусья. Изготавливаются из тяжелого бетона класса по прочности В40 (М500). За арматуру шпал используется стальная проволока диаметром три миллиметра, число проволок в шпале 44, расположение проволок контролируется на торцах шпалы.
- Балластные материалы
Балластные материалы делятся на:
- Щебеночные (применяется щебень фракций 25-60мм ГОСТ 7392-85)
- Асбестовые (применяется песчано-щебеночная смесь из отсевов дробления серпентинитов ТУ 32 ЦП- 782- 92)
- Гравийные (так же как и песчано-гравийные применяется на соединительных, станционных и соединительных путях, так же применяется в качестве подушки под все виды балластов ГОСТ 7394-85)
- Песчано-гравийные
Балластная подушка – предназначена для предохранения грунта от разжижения (весной), появления трещин и пересыхания грунта (летом), предотвращения засорения щебня грунтом основной площади земляного полотна.
Конструкции балластных призм различают на:
— Однослойные (используется любой балластный материал, кроме щебеночного)
— Двухслойные(асбестовый и щебеночный балласт поверх песчаной подушки)
— Трехслойные(балласт из асбеста поверх призмы из щебенки на песчаной подушке.