![](https://zddoc.ru/wp-content/uploads/2022/10/1.jpg)
Транссибирская магистраль протяжённостью от Владивостока до Челябинска началась строиться по приказу императора Александра III. Великой эта дорога стала из-за участка вокруг озера на юге Сибири (Байкал).
Когда рабочие с одной стороны дошли до станции Иннокентьевская (Иркутск сортировочный), а с другой — до Танхоя, им преградило дорогу священное озеро. Разработчиками было предложено два пути обхода озера. Один — по долине Иркута, по Зыркунскому хребту до Култука, и второй вариант: по Ангаре до мыса Баранчук и далее по берегу озера сквозь могучие скалы. Второй план был утверждён.
На строительстве дороги были задействованы иностранные специалисты, мастера кладки тоннелей, укрепительных стен и галерей, в основном итальянцы, албанцы, греки, турки, китайцы и японцы. Местные рабочие тоже участвовали в работах. Большое количество уникальных мостов, галерей, тоннелей было построено на дороге. Кругобайкальская дорога — самая дорогостоящая в смысле бюджета и в смысле человеческих жертв.
Очень много людей не выдержало сложности работ и сурового климата. Техника безопасности почти не соблюдалась, да как её можно было соблюдать в таких условиях: рабочий день длился с 5 часов утра до 8 часов вечера, для работы на скалах страховка – верёвка, которой обматывались рабочие и всё, никаких дополнительных снаряжений, антисанитарные условия. Хотя все построенные станции оборудовались водоснабжением, на каждой станции были водонагревательные приборы. Были построены отапливаемые зимой туалеты.
![](https://zddoc.ru/wp-content/uploads/2022/10/3.jpg)
Задачу усложняло ещё то, что нельзя было использовать близлежащий лес при строительстве. Лес завозился из других мест, а также песок и всё необходимое для кладки камней. Говорят, что песок промывали в нескольких ситах и добавляли яичный желток для сильной фиксации раствора. Камни для галерей и укрепительных стен подбирались по размеру. Все тоннели построены по такому принципу: сначала пробивали верхний участок, укрепляли потолок и стены, потом выдалбливали середину до нужного размера. Работы велись с двух сторон, на встречу друг другу. Долбили камень в основном в ручную, хотя на многих участках, впервые, стали использовать машинное бурение. Чтобы пройти километр пути использовали больше 60 тонн динамита. Так как не было возможности подобраться к месту работы, доставляли работников по озеру.
![](https://zddoc.ru/wp-content/uploads/2022/10/2.jpg)
Зимой переправа состояла из временных рельс, которые, сибирский мороз скручивал в дугу, однако переправа существовала на конной тяге довольно долго.
![](https://zddoc.ru/wp-content/uploads/2022/10/4.jpg)