Работа сливо-наливных железнодорожных эстакад регламентирована федеральными нормами промышленной безопасности, в частности ФЗ № 116 от 21.07.1997. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Слив и налив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, должны выполняться с помощью специально предназначенного для этих целей оборудования и устройств. Они должны соответствовать всем нормам безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
Как правило, эти устройства и оборудование представляют собой без шланговую систему из коротких рукавов и трубопроводов, соединённых между собой с помощью шарниров. Так же они могут быть выполнены по принципу телескопической системы. Система налива должна быть оборудована автоматическим ограничителем, предотвращающим перелив. Если это оборудование предназначено для налива светлых нефтепродуктов, то должна быть обеспечена герметичность и отведение паров в специальную газосборную систему.
На сливо-наливных эстакадах откидные мостики, служащие для перехода на вагон-цистерну, должны содержаться в исправном состоянии. Места соприкосновения с металлической части откидного мостика и цистерны должны быть выполнены из искробезопасных материалов, которые обладают стойкостью к разрушению от паров нефтепродуктов.
Если одно и тоже наливное устройство используется для нескольких видов нефтепродуктов, должны быть обеспечены мероприятия, предотвращающие смешивание продуктов.
Для авиационного топлива, использоваться отдельные приспособления. Налив авиационного топлива через общее оборудование, запрещено.
Железнодорожные эстакады для слива нефтепродуктов должны быть оснащены УНС (Устройство нижнего герметизированного слива). Это не касается высоковязких нефтепродуктов, мазута, битума, гудрона и пр. Слив светлых нефтепродуктов через верхние сливные устройства допускается только в тех случаях, когда обеспечена полная герметичность.
Выгрузка авиационного топлива из железнодорожных цистерн должна производиться только через нижние сливные устройства в промежуточные резервуары для отстоя и удаления «подтоварной» воды.
Конструкция сливных трубопроводов должна обеспечивать уклон от приёмного устройства, для лёгкого освобождения магистрали от остатков нефтепродуктов.
Особое внимание уделяется проливам нефтепродуктов при погрузке или выгрузке в железнодорожные цистерны. Для предотвращения загрязнения грунта, возле мест слива и налива нефтепродуктов, а также вдоль трубопроводов и коллекторов предназначенных для транспортировки нефтепродуктов, должны быть оборудованы специальные дренажные системы, обеспечивающие сбор дренируемых загрязнителей и отвод их в специальную ёмкость, для дальнейшей утилизации.
Для аварийного освобождения неисправных железнодорожных цистерн, должны быть предусмотрены специальные места.
Зона слива нефтепродуктов должна обеспечивать сбор и предотвращение пролива нефтепродуктов, попадание их в землю. Эта антипроливочная площадка должна иметь бетонное покрытие. Поверхность бетонного покрытия должна быть спроектирована с уклоном не менее 20 ‰ в стороны специальных дренажных лотков, которые предназначены для сбора и отвода загрязнителей в специальные уловители, ёмкости для отстоя и утилизации. По периметру бетонной антипроливочной площадки сооружается бетонный бордюр высотой не менее 0,2 м. См. рис.
Все сливо-наливные устройства должны быть оснащены защитной автоматикой, которая должна прекращать налив при:
- выполнении нормы выдачи;
- достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны;
- нарушении целостности заземляющей цепи железнодорожной цистерны.
Магистральные трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов на эстакаду, оснащаются защитными запорными автоматическими устройствами, которые должны срабатывать в случае аварийных ситуаций.
При сливе-наливе нефтепродуктов, должна обеспечиваться оптимальная скорость подачи жидкости, которая не должна превышать проектной мощности.
На эстакадах предназначенных для приёма высоковязких нефтепродуктов (ПСЭ) должны иметь сливные лотки из негорючих материалов. Эти лотки должны быть обеспечены системой подогрева. Сверху лотки перекрываются съёмными металлическими крышками.
Складские ёмкости для приёма высоковязких нефтепродуктов должны быть оборудованы вентиляцией стационарными насосами для перекачки, средствами подогрева, средствами измерения предельного уровня, температурного режима, средствами сигнализации предельных значений и защиту от перелива.
Подогрев высоковязких нефтепродуктов должен осуществляться паром с температурой не выше 90° C. При использовании электроподогревателей, должна быть обеспечены меры взрывобезопасности.
Для подогрева авиационных смазок, применяется водяной пар.
Если температура вспышки паров нефтепродуктов ниже 61° C нельзя использовать электроразогрев при проведении сливо-наливных операций.
Если используются переносные пароподогреватели давление пара в них не должно превышать норм, указанных в технической документации (техническом паспорте устройства). Непосредственный контакт переносного пароподогревателя с нефтепродуктами не допускается. Подогрев производится путём циркуляционного нагрева в отдельном теплообменнике (в выносном подогревателе). Переносные пароподогреватели должны быть оснащены автоматической защитой.
Переносные электрические пароподогреватели подключаются к электросети только после полного погружения в нефтепродукт, на глубину не менее 500 мм.
Все установки нижнего подключения (слива-налива) должны быть заводского исполнения и соответствовать технической документации завода изготовителя.
Налив нефтепродуктов свободно падающей струёй запрещён. Минимальное расстояние между наливной трубой и нижней образующей цистерны, должно быть не менее 20 см.
В зоне сливо-наливных железнодорожных эстакад, должны быть установлены газоанализаторы. При загазованности свыше 50% от нижнего предела распространения пламени, слив и налив должен автоматически прекращаться.
В обязательном порядке, сливо-наливные эстакады должны быть защищены от ударов молнии, путём установки молниеприёмников.
Все наливные устройства, трубопроводы, цистерны должны быть защищены от статического электричества путём заземления.
Тормозные башмаки, используемые для закрепления железнодорожных цистерн в зоне погрузки-выгрузки должны быть из искробезопасного материала.