
Железнодорожный повышенный путь для выгрузки инертных (сыпучих) материалов таких как уголь, песок, щебень, шлак, керамзит, базальт, другие горные породы имеет одинаковую конструкцию для всех материалов и строится на основе типовых решений из типовых железобетонных блоков.
Типовая конструкция повышенного железнодорожного пути состоит из двух вертикально стоящих продольных стен, стоящих на фундаментных блоках и связанных между собой. Поверху конструкции устраивается рельсошпальная решётка для подачи на неё грузовых вагонов под выгрузку.
Стены и фундаменты каждой секции монтируются из типовых полнотелых стеновых и фундаментных блоков, стянутых между собой по вертикали анкерными болтами. Секции конструкции повышенного железнодорожного пути разделены по 12 метров, а зазоры между секциями служат как деформационный шов. Продольные стены секции связываются между собой металлическими уголками и железобетонными блоками индивидуального изготовления. В верхней части эти блоки служат также подшпальными подушками. Крепление шпал и подшпальных подушек производится анкерами, приваренными к закладной детали верхнего ряда стеновых блоков ФС4-8К3, ФС4-К3. Торцевые стенки — диафрагмы секции заделываются по месту бетоном марки 200.
Фундаментные блоки укладываются на песчано-гравийную, щебёночную или из тощего бетона, подушку толщиной на глубину промерзания, но не менее 200 мм. Пазухи между стенками засыпаются хорошо дренирующим грунтом (песком, гравием или шлаком) с тщательным трамбованием. Для отвода воды из пазухов поверху нижнего ряда блоков-стяжек устраивается глиняный замок. Глиняный замок в продольном и поперечном направлениях профилируется. Выпуск воды из пазух производится через отверстия в стенках, устраиваемых в стыке секции на уровне глиняного замка. Внутренние поверхности стенок и выпускные отверстия смазываются горячим битумом в 2 слоя.
В шпальных ящиках для прохода обслуживающего персонала запроектированы площадки шириной 250 мм и наклонные плоскости, по которым груз из междурельсового пространства отсыпается в сторону, исключая необходимость зачистки пути от просыпавшегося на путь материала во время разгрузки. Шпальный ящик с наклонными плоскостями и площадкой принят из бетона марки М200. с конструктивным армированием сварными сетками из арматурной стали класса А-1. Бетонирование шпального ящика может производиться на месте или полигоне.
Шпалы приняты из брусьев сечением 200х240 укороченной длины (2,1 м.). Концы брусьев укреплены уголковой сталью сечением 90х56, L=200 и металлическими стяжками из арматурной стали класса А-I. конструкция стяжки может быть в двух вариантах, стяжка- скрутка и стяжка ввиде болтового хомута, пропущенного через специально просверленные отверстия в брусе и уголке. Крепление рельсов к брусьям — шурупное.
К монтажу конструкции повышенного пути по типовому проекту разрешается приступить после устройства подготовки и инструментальной проверки соответствия проекту её отметок. Монтаж Конструкции производится в соответствии, с требованиями СП 63.13330.2018. Бетонные и железобетонные конструкции.
Фундаментные блоки устанавливаются краном на плотно утрамбованную виброкатком песчано-гравийную подготовку. Установка должна производиться с особой тщательностью, с точным соблюдением расположения по осям и высотным отметкам. По фундаментным блокам в слое цементного раствора марки 150 толщиной 50 мм укладываются металлические спорные сетки С-1 или С-1а. Марка сеток устанавливается при привязке типового проекта в зависимости от качества грунтов основания. В плотных сухих непучинистых грунтах устанавливается конструктивно-армировочная сетка С-1 из гладкой арматурной стали класса А-I. При подстилающих грунтах с возможным увлажнением, глинистых суглинках, мелких и пылеватых песках устанавливаются сетки марки С-1а с рабочей арматурой периодического профиля класса А-III. Стыковка сеток выполняется внахлёст, без сварки.
Кладка стеновых блоков производится с применением раствора марки 150 по чертежам проекта, при этом должно быть обращено внимание на то, чтобы раствор не попадал в колодец. Для этого в местах колодцев раствор не должен доходить до краёв на 50 мм.
Наружные швы стен расшиваются цементным раствором. После укладки стеновых блоков в образовавшиеся в стенах сквозные колодцы за петлю фундаментных блоков крючком цепляется анкер после чего колодцы заполняются пластичным саморасширяющимся бетоном марки 100 и через шайбу гайкой производится натяжение анкеров. Одновременно с кладкой стен производится бетонировка крайних торцовых стенок конструкции повышенного пути. Перед засыпкой пазух между стенками производится приварка горизонтальных анкеров.
Закладные детали и места приварки анкеров обмазываются антикоррозийным покрытием или металлизируются. Внутренние и наружные поверхности стен, соприкасающиеся с грунтом, покрываются горячим битумом на два раза. Засыпку пазух разрешается производить после достижения 70% прочности раствора в швах. Засыпку и устройство глиняного замка следует производить равномерными слоями толщиной не более 20см с плотной утрамбовкой. В доведённой до верха стенок повышенного пути плотно утрамбованной засыпке (в местах закладных деталей первого ряда блоков) открывается бороздка шириной 7 см. и высотой 5 см. ниже закладной детали и заливается бетоном марки 100. Также бетонируются и стяжные уголки. Подшпальные блоки (распорки РП2) насаживаются отверстием на анкеры А-3, при этом в местах их пересечения со стенкой подливается раствор марки 150 толщиной 20 мм. Перед укладкой мостовых брусьев в проектное положение отверстия анкеров в блоках заливаются раствором, а концы брусьев укрепляются уголками со стяжками. Мостовые брусья антисептируется.
Устройство площадки для прохода обслуживающего персонала и наклонных плоскостей производятся после установки мостовых брусьев в проектное положение.
С обоих сторон повышеного пути фундаменты утепляются шлакобетоном и на ширину 50см устраивается отмостка из бетона M300. Фундаменты под лестницу выполняются из бетона марки 100.
Применяемая техника при строительстве повышенного железнодорожного пути.
-Экскаватор с ёмкостью ковша не более 0,5 м3 для рытья котлована под фундамент повышенного пути.
— Автотранспорт грузоподъёмностью не менее 2,5 т. для перевозки блоков и других комплектующих для строительства повышенного ж/д пути.
— Автокран с грузоподъёмностью 5 т. и выше.
Типовой проект 501-3 повышенного железнодорожного пути для выгрузки сыпучих грузов из железнодорожных вагонов разработан для производства робот в летних условиях. При производстве работ в зимнее время должны быть соблюдены мероприятия, обеспечивающие прочность и устойчивость всех конструкций согласно инструкции но производство работ в зимних условиях.