Для прикрепления рельсов к шпалам и соединения рельсовых концов в стыках применяют специальные скрепления. Они разделяются на промежуточные и стыковые. Рельсовые скрепления должны быть прочными, несложными и экономичными и состоять из небольшого количества деталей.
Промежуточные рельсовые скрепления — это скрепления для прикрепления рельсов к шпалам. В зависимости от способа прикрепления промежуточные скрепления применяют трех основных типов: нераздельные, раздельные и смешанные.
В нераздельном скреплении (рис. 1. а) рельсы, уложенные на подкладки, прикрепляют к шпалам вместе с подкладками одними и теми же крепителями — костылями или шурупами; они обеспечивают устойчивость рельса против опрокидывания и препятствуют сдвигу рельсовой нити поперёк пути. Костыльное нераздельное скрепление просто по устройству и требует небольшого расхода металла. Его недостаток в том, что подкладки неплотно прижимаются к шпалам, отчего возникает вибрация подкладок, вызывающая повышенный механический износ шпал, слабое сопротивление угону. При раздельном скреплении рельс прикрепляют к подкладкам одними крепителями, а подкладки к шпалам—другими. Раздельное скрепление имеет ряд преимуществ: вибрация подкладок резко снижается, рельсы можно менять, не снимая подкладок.
В раздельном скреплении типа К рельс на каждой шпале прижимается двумя клеммами, которые надевают на клеммные болты. Клемма прижимается длинной стороной к подкладке, короткой — к подошве рельса с помощью пружинной шайбы и гайки, которую завинчивают до отказа на клеммный болт. Раздельное рельсовое скрепление позволяет регулировать положение рельса по высоте в пределах до 12 мм за счёт укладки деревянных прокладок между подошвой рельса и подкладкой, имеющей высокие реборды. В этом скреплении для деревянных шпал каждая подкладка прикрепляется к шпале четырьмя шурупами. Скрепление КД или Д4 (См рис. 2)
При железобетонных шпалах применяют раздельные скрепления типа КБ. Особенностью скрепления КБ (рис. 3) является наличие закладного болта, плоской подкладки и двух упругих прокладок между рельсом и подкладкой, а также между подкладкой и шпалой.
На вновь строящихся линиях и вторых путях, как правило, укладывают раздельные скрепления. На линиях III и IV категорий и железнодорожных путях необщего пользования допускаются костыльные скрепления.
При смешанном костыльном скреплении (рис. 1 б) рельс прикрепляют к шпале костылями, проходящими через подкладку; кроме того, подкладку прикрепляют к шпале дополнительными костылями или шурупами. Смешанные скрепления имеют меньше деталей и требуют меньше металла, чем раздельные; снижают вибрацию подкладок по сравнению с нераздельным скреплением.
Подкладки при костыльном скреплении изготовляют клинчатой формы с двумя ребордами. Верхняя поверхность подкладки, на которую опирается подошва рельса, имеет наклон 1/20.
Подкладки для рельсов Р50 и Р65 имеют пять отверстий для костылей.
В скреплениях типа К для железобетонных шпал подкладки изготовляют плоскими (без подуклонки), а для деревянных шпал — с подуклонкой. Эти подкладки при болтовом прикреплении имеют два отверстия для закладных болтов при железобетонных шпалах (рис. 3) и четыре отверстия для шурупов при деревянных шпалах (рис. 2).
Костыли имеют сечение 16х16 мм, заканчиваются внизу острием и имеют овальную головку. Обычно применяемые (нормальные) костыли имеют длину 165 мм, а удлинённые (для пучинистых участков) — 205—280 мм. Нормальный костыль весит 0,378 кг.
На прямых участках и на кривых радиусом более 650 м рельсы Р65 и Р50 прикрепляют к шпале (кроме стыковых шпал) двумя основными костылями, а подкладку — двумя дополнительными. На кривых радиусом 650 м и менее, на мостах, в тоннелях и во всех случаях на стыковых шпалах рельс прикрепляют тремя основными костылями (два — с внутренней стороны и один — с наружной); подкладку также прикрепляют двумя дополнительными костылями. На промежуточных шпалах костыли ставят «носиком» в сторону рельса, а на стыковых при рельсах Р50 и Р43 и двухголовых накладках основные костыли ставят «затылком» в сторону рельса, так как места для расположения костыля «носиком» к рельсу недостаточно. Костыльное прикрепление быстро расстраивается особенно на грузонапряжённых участках. Костыли хорошо работают на отжатие, но слабо сопротивляются выдёргиванию и плохо прижимают подкладку к шпале; кроме того, применение костылей способствует появлению трещин в шпале и разрушению её древесины вокруг костыля.
Рост грузонапряжённости и скоростей движения вызывает необходимость повышать мощность и надёжность промежуточных скреплений. При деревянных шпалах это достигается переходом от костыльного к шурупному прикреплению подкладок к шпалам.
Шурупы лучше сопротивляются выдёргиванию, чем костыли, но хуже работают на отжатие; они плотно прижимают подкладки к шпалам; это значительно уменьшает износ шпал и удлиняет сроки их службы.