Главная » Важно знать » Предупреждение деформаций земляного полотна

Предупреждение деформаций земляного полотна

При неудовлетворительном качестве выполнения работ по устройству земляного полотна оно может постепенно, а иногда и внезапно изменять свою первоначальную форму (деформироваться) так, что эксплуатация его становится недопустимой. Наиболее характерные деформации земляного полотна, причины их образования и способы устранения рассмотрим ниже.

Просадки насыпей чаще всего бывают при плохом уплотнении земляного полотна во время возведения, а также при недостаточно прочном основании. Ликвидируют просадки, досыпая земляное полотно дренирующим грунтом до тех пор, пока не окончится процесс уплотнения тела насыпи или её основания. Перед досыпкой поверхность нижележащего грунта должна быть спланирована.


Расползание насыпей происходит под действием веса грунта или проходящих поездов. Обычно оно является следствием отсыпки насыпей из водонасыщенных грунтов или мёрзлых грунтов с комьями снега. Такие деформации ликвидируют осушением насыпей с помощью дренажей, досыпкой или заменой грунта. После лечения основную площадку земляного полотна уплотняют и устраивают сливную призму.

Провалы насыпей возникают из-за подземных пустот (карстов) в основании земляного полотна. Пустоты обычно получаются в грунтах, которые легко растворяются в воде. Провалы бывают и на болотах вследствие разрыва торфяного покрова. Происходят они очень быстро. Для ликвидации и предотвращения провалов устраивают отводы грунтовых и поверхностных вод, а в ряде случаев делают обход.

Оползни — это смещение земляных масс. Чаще всего оползни бывают при расположении земляного полотна на косогорах и при недостаточном отводе грунтовых вод. Для ликвидации оползней грунтовые воды перехватывают дренажами, поверхностные воды отводят, планируют территорию, устраивают защитные покрытия, высаживают на насыпи деревья или делают подпорные стены.

На поймах рек образуются подмывы и размывы насыпей. Возникают они, когда протекающая вода разрушает поверхность откоса. Для предупреждения и лечения размывов откосы насыпей мостят, устраивают контрбанкеты или высаживают кустарник. Наиболее распространёнными болезнями основной площадки земляного полотна являются балластные корыта и балластные мешки — гнезда разжиженного грунта (рис. 1). Они появляются при движении поездов, когда толщина балластного слоя недостаточна. Нагрузки от подвижного состава через шпалы передаются на земляное полотно, образуя углубления (корыта). Эти углубления наполняются дождевой водой, разжижают грунт и вызывают неустойчивость верхнего строения пути. Для предупреждения балластных корыт и мешков в процессе строительства следует тщательно уплотнять основную площадку земляного полотна и сводить к минимуму движение поездов по путям без балласта или при недостаточной его толщине.

Для оздоровления основной площадки земляного полотна делают двухсторонние (рис. 2) или односторонние вырезки бортов балластных корыт. В качестве временной меры применяют также поперечные дренажные прорези.

Одной из распространённых болезней земляного полотна являются пучины. Они возникают там, где основная площадка земляного полотна состоит из жирных глин, насыщенных водой. При замерзании такие глины увеличиваются в объёме и поднимают верхнее строение пути, создавая толчки и перекосы, крайне опасные для движения поездов.

Для предотвращения пучин при сооружении земляного полотна, а в необходимых случаях и в процессе эксплуатации в выемках устраивают противопучинные шлаковые подушки (рис. 3), а на дорогах Урала и Сибири — подушки из асбестового балласта. Иногда пучинистые грунты заменяют на дренирующие. В ряде случаев прибегают к устройству подкюветных лотков, поперечных и продольных дренажей, обеспечивающих осушение грунтов основной площадки.

Опубликовано 1 месяц назад. Просмотров с момента размещения на сайте 217

Также, Вас может заинтересовать:

Рубрика записи: Железнодорожные калькуляторы
Расчет материалов и примерной стоимости строительства железнодорожного пути на железобетонных шпалах и рельсах Р-65
За 6 лет с момета публикации, статью прочитали 18005 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Верхнее строение железнодорожного пути
За 4 года с момета публикации, статью прочитали 7475 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Подрельсовые основания на железнодорожном пути
За 4 недели с момета публикации, статью прочитали 233 раз(а)
У записи пока нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.