С помощью железнодорожного транспорта перемещается множество разнообразных грузов. За некоторыми категориями перевозимых по железной дороге грузов, необходим особый контроль – это горючие, взрывоопасные и токсичные вещества. Что именно можно отнести к этой категории:
— нефть и нефтепродукты, такие как бензин и дизельное топливо;
— сжиженные газы, пропан и бутан;
— разнообразные кислоты, используемые в промышленности;
— спирты и их производные;
— удобрения и химические вещества.
Все выше перечисленные грузы обладают определёнными свойствами, из-за которых они поставлены в списки опасных грузов. К транспортировке подобных грузов предъявляются особые требования.
Бункерные вагоны
В вагонах бункерного типа перевозят неагрессивные жидкости. К ним относится нефтебитум и нефтяной кокс. Это не единственное их предназначение, подобные вагоны могут быть использованы и для разнообразных сыпучих веществ.
Но в случае перевозки горючих веществ к ним предъявляются особые требования. Все это отражено в нормативных документах.
Вагоны бункерного типа, используемые для перевозки горючих и взрывоопасных веществ, должны быть промаркированы специальными надписями. Эти надписи должны быть хорошо видны со всех сторон и должны содержать всю необходимую информацию, предусмотренную ГОСТами для этого типа веществ. Если она отсутствует или не видна, транспортировка в таких вагонах запрещена.
Вагон-цистерна
Этот тип вагона используется для перевозки самой нефти и разнообразных продуктов её переработки. Также в них можно транспортировать кислоты, щелочи и другие агрессивные жидкие вещества. Применимо и для перевозки сжиженных газов.
Сверху на цистерне располагается специальный, герметически закрывающийся люк, через который и наливаются жидкости. В нижней части имеется клапан, с помощью которого жидкости перекачиваются в другие ёмкости, по прибытии к месту назначения.
Каждая цистерна, в зависимости от перевозимого груза, должна быть снабжена температурными датчиками и другими устройствами, позволяющими контролировать состояние вещества. При необходимости цистерна должна иметь определённые теплоизоляционные свойства для некоторых групп грузов, чтобы избежать перегрева. Также должна быть оборудована специальными устройствами для заполнения и слива.
После заполнения цистерны верхний люк должен быть плотно закрыт, а запорное устройство на люке должно быть опломбировано.
Все вагоны-цистерны и вагоны бункерного типа, проходят обязательную, регулярную проверку и технические испытания. Периодичность таких проверок определяется нормативными документами.
Взрывоопасные и горючие грузы перевозятся только при наличии сопроводительных документов и разрешений, а в некоторых случаях и сопровождения.