Во времена до появления трамвая, да и в целом до появления паровой, тепловой, электрической и канатной тяги, конная железная дорога или просто конка была основным средством передвижения. Чаще она выполняла функцию именно городского транспорта.
Что же представляла из себя конка? Это был вагон, закрытый или реже открытый, который приводился в движение за счет тянущих его лошадей, управляемых кучером. Также встречались двухэтажные вагоны без крыши. На участках дороги, с резкими подъемами, находились форейторы (как правило это были подростки). Дождавшись экипаж, они запрягали дополнительно одну, а иногда и две пары лошадей, и помогали проходить эти непростые отрезки пути, после чего, достигнув ровной местности, выпрягали своих лошадей обратно.
История появления конки.
Конная рельсовая дорога, получившая название «дорога на столбах», была придумана и спроектирована Эльманом Иваном Кирилловичем в 1820 г. Замысел заключался в следующем — открытые небольшие вагоны должны были передвигаться при помощи лошадиной тяги по верхнему продольному столбу. Для строительства конных железнодорожных путей в России применяли плоские и желобчатые рельсы на деревянных брусьях. Ливчак И.Н. (русский изобретатель) для пригородных дорог с колеёй придумал принципиально новый способ укладки путей, согласно которому рельсы из дерева, обшитые железом, располагали на полотне из крепко связанных деревянных шпал, покрытых настилом из досок.
Сами же городские конки, как известно, родом из США. В 1828 году конка появилась в городе Балтимор, затем в Нью-Йорке в 1832 году, а в 1835-м прогресс дошел и до Нового Орлеана. Но тем не менее пика своей популярности конный железнодорожный вид транспорта достиг только в 1852 г., после того как французский изобретатель Альфонс Луба спроектировал рельсы со специальным желобом для реборды (выступающей части) колеса, которые были буквально вкатаны в дорожное полотно. Успех таких конок не заставил себя долго ждать, и они в скором времени быстро распространились в больших городах Северной Америки и Европы.
В 1854 г. под руководством инженера Полежаева была проложена конная рельсовая дорога недалеко от Смоленской слободы, прилегающей к Санкт-Петербургу. А уже в 1860 г. конка появилась непосредственно в самом СПб, строительством которой заведовал инженер Домантович. Стоит также упомянуть о двух проектах, которые в конечном итоге, переросли в дороги для паровых локомотивов — это путь от Кривого Рога до Екатиринослава и Волго-Донская железнодорожная линия. Та же судьба ждала и проект Каншина Д.В., предлагавшего построить целую сеть конок дальнего расстояния за Волгой, от Самары до самого Оренбурга. В итоге его идея воплотилась в строительство Оренбургской железной дороги для паровозов.
В середине XIX века в России конные железные дороги были проложены во многих крупных городах и в центрах губерний, таких как Москва, Петроград, Рига, Саратов, Казань, Воронеж и т.д. Как правило их строительство осуществлялось с привлечением зарубежных капиталов. В скором времени появился электрический трамвай, яростными противниками которого были компании, владеющие конками, так как они не справлялись с такой конкуренцией. По этой причине зачастую трамвайные пути строились рядом с путями конной дороги. В некоторых городах местные власти находили выход, выкупая конки и переделывая их под трамвайное движение. Такой вариант был очень удобен для всех, кто трудился на конной железной дороге, так как им, после прохождения обучения, удавалось сохранить свое рабочее место, только уже у нового работодателя. В Москве конка просуществовала до 1912 г., в Санкт-Петербурге — до 1917 г., а в Минске — аж до 1928 года.