Главная » Важно знать » Железнодорожный путь, — понятие и основные термины

Железнодорожный путь, — понятие и основные термины

Железнодорожный путь — это большой комплекс инженерных сооружений сосредоточенных линейно. Именно поэтому железнодорожный путь классифицируется как линейный объект.

Основным сооружением железнодорожного пути, является рельсовая колея. Рельсовая колея в свою очередь сформирована из двух металлических балок (рельсов) расположенных параллельно друг от друга и связанных между собой шпалами или брусом. Главным, и рабочим размером рельсовой колеи является расстояние между внутренними гранями головки рельс, это расстояние должно быть в пределах 1520-1524 мм на прямых участках, и не более 1535 мм на самых малых допустимых радиусах кривых.


Условная линия посередине колеи железнодорожного пути, называется осью, ось железнодорожного пути. Все размеры в поперечном сечении измеряются от оси железнодорожного пути.

Линия железнодорожного пути от одного объекта, до другого называется трасса, трасса железнодорожного пути. Трасса железнодорожного пути, отображённая на карте, называется планом, план железнодорожного пути или план железнодорожной линии.

Большое внимание уделяется уклонам железнодорожного пути в профиле. То есть разница высотных отметок на определённой длине. Железнодорожные пути не могут быть расположены на слишком крутых уклонах. Во-первых, это грозит самовольному расцеплению вагонов. Во-вторых, невозможность подъёма или спуска железнодорожного состава локомотивами. На путях, где оставляют железнодорожные вагоны без локомотива, уклоны должны быть не круче 2,5 ‰, если это условие не выполнимо, должны быть приняты специальные меры, обеспечивающие надёжную фиксацию вагонов на участке ж/д пути, а в случае возможного самопроизвольного ухода, должны быть обеспечены меры по предотвращению аварийной ситуации.

Конструкция железнодорожного пути условно разделена на две составляющие. Верхнее строение железнодорожного пути и нижнее строение железнодорожного пути. К верхней части относится рельсошпальная решётка с балластом. К нижнему строению ж/д пути относится всё что ниже балласта, это земляное полотно и любые искусственные сооружения, такие как водопропускные трубы, мосты, путепроводы, эстакады.

Все железнодорожные пути имеют свою классификацию исходя из предназначения. Главный путь, может быть соединительный или станционный. Соединительный главный путь соединяет два пункта между собой, иногда такие пути называют соединительный железнодорожный путь, или перегон. Станционный главный путь, это продолжение соединительного пути в границах железнодорожной станции. Как правило, эти пути проходят через станцию по прямым направлениям стрелочных переводов.

Станционные пути помимо главного пути, так же могут быть сортировочные, приёмоотправочные, погрузочно-выгрузочные, вытяжные, и пр. Приёмоотправочные пути предназначены для приёма поездов на станции или их отправления с неё. Сортировочные пути нужны для формирования или разбора составов на станции. На них отцепляют вагоны с одного состава и прицепляют к другому составу который следует в другом направлении. Так же, отцепляют те вагоны, для которых эта станция конечная. При формировании или разборе длинных железнодорожных составов, используют вытяжные пути. Погрузочно-выгрузочные пути служат для погрузочно-выгрузочных операций. Такие пути обычно расположены вдоль погрузочно-выгрузочных рамп, платформ, сливо-наливных эстакад, на территориях подкрановых площадок. Так же, эти пути могут быть расположены на повышенных эстакадах для выгрузки сыпучих материалов.

Железнодорожные пути соединены в единую сеть, посредством стрелочных переводов. Стрелочный перевод это механизм предназначенный для перехода подвижного состава с одной колеи на другую (с одного пути на другой железнодорожный путь). Стрелочные переводы бывают с ручным переводным механизмом, где вручную меняется направление движения. Или с централизованным переводом, это когда стрелочные переводы меняют направление движения поездов путём электропривода под управлением поста электрической централизации.

Поддержание железнодорожных путей и сооружений в рабочем и исправном состоянии возложено на дистанции пути ПЧ. Как правило — это структурное подразделение ОАО «РЖД», но иногда могут быть задействованы и подрядные организации.

Опубликовано 1 год назад. Просмотров с момента размещения на сайте 2037


Также, Вас может заинтересовать:

Рубрика записи: Важно знать
Особенности маневровой работы на путях необщего пользования
За 1 год с момета публикации, статью прочитали 2695 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования
За 7 лет с момета публикации, статью прочитали 12849 раз(а)
У записи 2 комментария
Рубрика записи: Железнодорожные калькуляторы
Расчёт стоимости проектирования железнодорожного пути.
За 7 лет с момета публикации, статью прочитали 19156 раз(а)
У записи пока нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.