Главная » Интересные факты » Уникальная «Железная дорога жизни» через Ладогу

Уникальная «Железная дорога жизни» через Ладогу

Наверняка многие знают о «Дороге жизни» которая действовала для снабжения продовольствием осаждённого города Ленинград в период с сентября 1941 года по март 1943-го через Ладожское озеро. Летом это водное сообщение катерами и баржами, зимой это автотранспортные и гужевые повозки по льду озера Ладога. Мало кто знает, что во вторую зиму блокады Ленинграда начали осуществлять грандиозный проект, не имеющий аналогов в мире. Суть этого проекта заключалась в строительстве железнодорожного сообщения по льду.


Да сейчас это может показаться абсурдом, и чем-то из ряда фантастики. Но в то время это была жизненная необходимость. Зимняя погода периода 1942-1943 года, долго не позволяла установить автомобильное сообщение по льду. Лёд до самого нового года был тонким, и не выдерживал даже повозки на лошадиной тяге. В тоже время корабли уже не могли пробивать лёд на поверхности озера, для навигации.

Именно в это время началось осуществление строительства железной дороги по льду Ладоги. Идея этого уникального сооружения принадлежит советскому инженеру, специалисту в области транспортного строительства Ивану Георгиевичу Зубкову.

Так как лёд не мог выдерживать даже самые лёгкие паровозы, было принято решение строить железнодорожный путь на сваях. А именно прорубать лёд и опускать в полыньи деревянные сваи, заглубляя эти свайные брёвна на глубину порядка трёх метров. Заглубление позволяло не разъезжаться сваям снизу, а сверху сваи удерживал лёд, который спустя небольшой промежуток времени сковывал каждую сваю поверху. На сваи устанавливали поперечины, а на эти поперечины продольные балки. На продольные балки укладывали шпалы и рельсы. Принцип современных эстакад на опорах.

Конечно же у этого решения очень маленький период эксплуатации, уже весной по такому сооружению невозможно будет сообщение, так как попросту оно разрушится, но в сложившейся ситуации цель оправдывала средства.  Проектная мощность железнодорожной переправы позволяла за сутки переправлять 6 тысяч тонн в одном направлении. Это позволяло сильно увеличить снабжение героического города Ленинграда.

Перед строительством, при выборе трассы ледяной железной дороги, было произведено водолазное обследование дна озера Ладога. Группа подводных гидрографов Краснознамённого Балтийского флота выбирала самый короткий маршрут между противоположными берегами с глубиной не более пяти метров. Маршрут был выбран от деревни Кобона Ленинградской области, через остров Зеленец к железнодорожной станции «Ладожское озеро», Октябрьской железной дороги. Длина маршрута составляет порядка 35 км.

Для обеспечения объекта строительства железнодорожного пути через Ладогу строительными материалами, шпалами и рельсами, были разобраны железнодорожные пути близлежащих не работающих предприятий.

На строительство ледовой железнодорожной магистрали было привлечено более 5 тысяч человек. В основном это были женщины и специалисты военно-строительных войск. Строительство велось при постоянных авианалётах. Техника и люди уходили под лёд, сильные ветра уносили льдины с людьми, а неокрепший лёд двигался и часто ломал уже установленные сваи, но несмотря на все потери и трудности, дорога продолжала строиться ударными темпами.

Сооружение железной дороги велось одновременно с противоположных направлений, навстречу друг другу с обоих берегов озера. Строили железную дорогу сразу двух типов. Основная магистраль с колеёй 1524 мм. и узкоколейка, расположенная параллельно основной, она находилась южнее на 150-200 метров.

Строительство уникальной железной дороги было прекращено 18 января 1943 года, в день прорывы блокады Ленинграда.

На момент прекращения строительства железнодорожной ветки через Ладогу было построено, и уже функционировало для движения рабочих поездов более 14,5 километров узкоколейной ледовой магистрали, и чуть больше 9 км железнодорожного пути широкой колеи.

Подобный объект был сооружён впервые в истории человечества и на сегодняшний день не имеет аналогов.

(Все фотографии взяты из открытых источников сети интернет)

Опубликовано 1 год назад. Просмотров с момента размещения на сайте 744


Также, Вас может заинтересовать:

Рубрика записи: Скачать
Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, на подачу и уборку вагонов
За 7 лет с момета публикации, статью прочитали 12067 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Подвесные страховочные пакеты на железнодорожном пути
За 2 года с момета публикации, статью прочитали 4817 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Древесина применяемая для строительства железнодорожных путей
За 1 год с момета публикации, статью прочитали 1957 раз(а)
У записи пока нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.