Несмотря на то, что при эксплуатации железнодорожных путей предписано содержать железнодорожное полотно, и все его элементы в рабочем состоянии, проводить своевременные замены вышедших из строя элементов, устранять замечания по геометрическим отклонениям положения пути, каждую весну и каждую осень необходимо проводить полные комиссионные осмотры.
Эти осмотры включают в себя широкое комплексное обследование не только верхнего строения пути, но и земляного полотна и всех путевых устройств, которые обеспечивают безопасную и бесперебойную работу железнодорожного пути в целом.
Задачей весеннего комиссионного осмотра является определение технического состояния железнодорожного пути после эксплуатации в зимний период и соответствие технического состояния железнодорожного пути всем нормам, для нормальной эксплуатации его в летний период.
Соответственно, в задачу осеннего комиссионного осмотра железнодорожного пути входит выявление недочётов и неисправностей пути после эксплуатации в летний период и готовность для эксплуатации в зимний период.
Комиссионный осмотр путевого хозяйства состоит из двух видов обследования:
• Визуальный осмотр.
• Инструментальный контроль.
При визуальном осмотре выявляются состояние шпал, балласта, земляного полотна, нормативное количество костылей, болтов на стыках, комплектность противоугонов и прочих несоответствий пути нормативным параметрам.
Инструментальный осмотр проводится с применением измерительного инструмента. Проверяется ширина колеи, положение пути в плане и профиле, возвышение наружного рельса в кривых участках, стыковые зазоры, износ рельсов и пр.
Все скрытые факторы, выявляются путём ультразвуковой дефектоскопии. Дефектоскоп в состоянии определить внутренние дефекты рельсов и стрелочных переводов, найти усталость металла, трещины и микротрещины которые угрожают безопасности движению поездов по инспектируемому участку пути.
В состав комиссии по плановому весеннему и осеннему осмотру железнодорожного пути входят:
• Ответственный работник от собственника (Начальник службы пути).
• Дорожный мастер, от организации, обслуживающей этот участок железнодорожного пути.
• Оператор дефектоскопной тележки.
По результатам планового комиссионного весеннего или осеннего осмотра составляются следующие документы:
• Акт обследования железнодорожного пути необщего пользования.
• Расшифровка дефектов с дефектоскопа.
• Общая дефектная ведомость.