
Часто на железнодорожных путях необщего пользования имеются очень крутые радиусы кривых. Для обеспечения безопасного движения подвижного состава по кривым малого радиуса и для увеличения срока службы опорного рельса в железнодорожной колее, внутри колеи кривого участка по внутреннему рельсу, укладывают дополнительные рельсы, они же контррельсы. Контррельс образует жёлоб, по которому проходит гребень колеса вагона.
Обычно укладка контррельс должна обосновываться расчётом, но на путях с радиусом кривой менее 150 метров, она обязательна. Так же контррельсы должны быть уложены в кривых участках менее 300 метров на путях 1-й и 2-й категории при обращении по ним составов с осевыми нагрузками 294 кН и более. На кривых радиусом менее 250 метров в районах с вечномёрзлыми грунтами.

При укладке контррельсов в кривых участках железнодорожного пути должны быть обеспечены следующие требования:
— стыки основного рельса железнодорожной колеи и стыки контррельсов должны быть на удалении друг от друга не менее одного мета, с учётом условий возможности монтажа стыковых накладок;
— стыки соединения контррельс должны быть расположены не ближе чем 2 мета от начала или конца кривой.
— длина контррельса не может быть меньше 6 метров.
— контррельсовые нити должны заходить за начало кривой не меньше чем наибольшая длина жёсткой базы обращающегося подвижного состава и имели уширенные отводы желобов на расстояние не менее чем 100 мм, для возможности нормального захода колёсной тележки подвижного состава в кривую;
— ширина желоба между основным рельсом и контррельсом должна быть достаточной для размещения всех гребней колёс колёсной тележки подвижного состава, проходящего по внутренней нити кривой железнодорожного пути.
Все вышеописанные требования показаны на рисунке ниже.
Схема монтажа контррельсов в кривых участках железнодорожного пути малых радиусов: НК — начало кривой; ДЖБ — наибольшая длина жёсткой базы обращающегося подвижного состава (все размеры в миллиметрах)
Рекомендованная ширина контррельсовых желобов
Радиус кривой, м | Ширина колеи, мм | Ширина контррельсовых желобов, мм | ||
минимальная | рекомендуемая | максимальная | ||
менее 150 | 1546 | 64 | 70 | 85 |
от 150 до 200 | 1540 | 57 | 65 | 81 |
св. 200 до 250 | 1535 | 49 | 55 | 73 |
Чтобы усилить горизонтальную жёсткость конструкции, иногда устанавливают дополнительные крепежи.