Железнодорожные вагоны и контейнеры можно считать очищенными, если остатки грузов устранены с внутренней части, снаружи кузова, на ходовых устройствах, соединениях между вагонами. При необходимости вагоны должны быть промыты. С вагонов должны быть демонтированы средства крепления грузов, которые были установлены для транспортировки последнего. Должны быть устранены проволоки и растяжки оставшиеся после крепления груза.
Подобные требования есть и для вагонов-цистерн и бункерам, которые также следует очистить от остатков грузов.
Если цистерна предусматривает только верхний слив, то внутри нее может оставаться до 1 см жидкости, которая замеряется под колпаком. В ходе транспортировки грузов навалочного и россыпного характера кольцевыми путями, в своих или полученных в аренду вагонах, возможно наличие их остатков после полной выгрузки. Но для этого требуется получить письменное соглашение от получателя и отправителя груза. Перевозчик при этом должен иметь возможность обеспечить безопасное перемещение состава. Но даже в этом случае обязательно очищаются внешние поверхности состав, его ходовые части и контейнеры.
Если в предварительно очищенном составе присутствует немного снега, его нельзя считать загрязненным. Все надписи на поверхностях вагонов и других частях состава должны быть четкими и читаемыми.
Вагон снаружи и внутри очищается от защитной пленки, различных красок, бирок, наклеек, надписей мелом. Нужно исключить ситуации, когда наличие подобных надписей требуется для осуществления грузоперевозок в соответствии с правилами и нормами. Это касается не только вагонов, но и контейнеров.
Используемые методики очистки состава должны быть безопасными для самой техники, человека и окружающей среды. Если после выгрузки товаров в вагоне обнаружились их остатки, то получатель груза или компания-перевозчик должны провести полную очистку. Делает это та сторона, которая проводила выгрузку.
К отправителю грузов могут предъявляться претензии со стороны получателя, если груз был помещен в загрязненный вагон или контейнер. Для этого получателем заполняется общий акт. Грузоперевозчик имеет право взять участие в составлении такого акта, чем он подтверждает наличие остатков прежних грузов в вагоне.
Если груз выгружается его непосредственным получателем, то весь мусор, остатки продукции, крепления, использованная тара и другие ненужные предметы должен устранить он. Вагоны и контейнеры, загрязненные грузом, который имеет сильный запах, должны быть очищенными и промытыми его получателем. Промываются также зерновые вагоны, в которых транспортировались другие грузы. Они должны быть избавленными от посторонних запахов, которые могут негативно повлиять на качество зерна.
При перевозке скоропортящихся грузов вагоны и контейнеры тщательно промываются и проходят ветеринарно-санитарную обработку. Имеются в виде не только крытые вагоны, но и рефрижераторы, термосы, что предусмотрено Правилами железнодорожных перевозок. В Правилах есть список опасных грузов, транспортировка и выгрузка которых нуждается в очищении и промывании состава, а в некоторых случаях – дезинфекции.
Если получатель груза не имеет оборудования для промывки вагонов или цистерн, он может воспользоваться услугами других компаний или предпринимателей, заключив с ними соглашение. Обеззаразить поверхности может получатель груза или специализирующиеся органы надзора. После выполненных работ составляется общий акт, в котором указываются данные о промытых контейнерах.
Получатель также оплачивает очистку и ветеринарную обработку крытых и изотермических вагонов, в которых перевозились различные животные. Проводит ее перевозчик своими силами. Промывкой и обработкой специальных вагонов и контейнеров занимается получатель, если другое на указано в соглашении.
Требования, это конечно хорошо, но вот как их выполнять на практике. В советское время практически при каждой более-менее крупной станции имелась своя мойка вагонов. Сейчас этого нет. Если тупо заниматься очисткой на подъездных путях или что еще хуже у разгрузочного склада — можно без сомнения нарваться на очень крупный штраф от экологических служб. Конечно, просто подмести и убрать мусор не сложно, а вот когда речь заходит именно о мойке, здесь проблема серьезная.