Из современной молодежи мало кто сможет ответить, что такое БАМ? А в своё время эта грандиозная стройка была на устах любого советского гражданина. Этой стройкой бредила вся молодежь, не зря БАМ называли комсомольской стройкой. Именно комсомольские отряды и железнодорожные войска были основной рабочей силой всесоюзной стройки. Молодёжь ехала на неё за романтикой и «длинным рублём». Правда не многие выдерживали адского труда в суровых сибирских условиях. Много людей возвращалось в родные края. На стройке оставались только поистине героические и сильные духом люди.
Для справки: БАМ – Байкало-Амурская Магистраль –железнодорожная ветка, которая берёт своё начало в восточной Сибири в городе Тайшет, и тянется до вод Тихого океана, а именно железнодорожной станции Советская Гавань. Общая длина железнодорожной магистрали 4300 километров. В строительстве принимало участие более двух миллионов человек.
Сама идея строительства железнодорожного сообщения от Байкала до Амура возникла в начале 20 века, как вторая, параллельная Транссибирской магистрали ветка, но на большем удалении от Государственных границ. На случай войны с Японией.
День рождения Байкало-Амурской магистрали принято считать 27 апреля 1974 года. День, когда на строительство БАМа отправился первый Всесоюзный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. С этой даты началось активное строительство сразу нескольких веток магистрали.
Главной железнодорожной артерией считается – участок от станции Усть-Кут на реке Лена, до Комсомольска-на-Амуре. Это самая длинная линия, протяженностью 3110 км. К ней прилегают ещё две ветки, которые были построены в послевоенное время. Это участок от Тайшета до Усть-Кута и участок от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
С Транссибом БАМ связан тремя отдельными участками. Бамовская – Тында, Известковая – Ургал и Волочаевка – Комсомольск.
Трасса, по которой построен БАМ очень сложная в плане строительства. Она пересекает одиннадцать полноводных рек, семь горных хребтов. Почти половина магистрали построена в условиях вечной мерзлоты и в районах с повышенной сейсмической опасности. Чтобы провести железнодорожные пути к конечной цели строителям пришлось возвести 2230 больших и малых мостов, десять тоннелей, более двух сотен станций и железнодорожных разъездов, более 60 городов и посёлков.
Чтобы хотя бы примерно представить сложность маршрута БАМа, вдумайтесь: Суммарная длина всех мостов, тоннелей, виадуков, противолавинных стен и прочих инженерных сооружений составляют треть протяженности всей Байкало-Амурской Магистрали.
Окончанием строительства считается 27 октября 1984 года. Именно в тот день было уложено символическое «золотое звено», соединившее железнодорожную ветку от Тайшета до Ванино. А постоянное движение поездов началось только 1988 году. В 1997 году Байкало-Амурская Магистраль была поделена между Восточносибирской и Дальневосточной железной дорогой.
После развала союза, про стройку забыли. Стали считать её утопическим проектом плановой экономики. Но к 2014 году новоиспечённые «эффективные менеджеры» всё же признали важность этой магистрали. И начались работы по прокладке второго пути по уже проложенному маршруту.
На сегодняшний день БАМ живет и развивается. Он нужен стране, он нужен людям, и особенно тем людям, кто посвятил этой стройке всю свою жизнь.
В 2019 году, БАМ отметил свой очередной юбилей, 45 лет!