Растительность — это настоящий бич для железной дороги, создает проблемы при обслуживании и осмотрах. Почва под полотном является благодатным местом для сорной травы и разного вида кустов. Но профессионалы расходятся во мнении, что с ней делать. Существует три основных мнения: бороться надо и обязательно, иначе сорняки и кустарники будут мешать нормальному движению транспорта; в расчистке нет никакого смысла, так она появится снова; схожее с предыдущим, это лишняя трата денег при таком финансировании. Так было до тех пор, пока на смену ручным средствам борьбы не пришли химия и механизмы.
Методика борьбы
В первую очередь проблема рассматривается в зависимости от того, в каком месте на путях или на каком расстоянии находится растительность. В диапазоне, который называется балластной призмой, сорняки и кустарники убираются полностью, чтобы не мешать движению транспорта. Рядом с полотном находится полоса отчуждения. С ней есть несколько вариантов. Первый — убирается высокая растительность, мешающая свободному передвижению. Второй — связан с тем, что в зоне отчуждения находятся участки оползней или размывов почвы. Тогда наоборот, для укрепления почвы, предотвращения движения грунта ее разводят и ухаживают за ней. Возле мостов, зданий и на станциях убирают дикую растительность, а на перронах оставляют только декоративную.
Растительность на путях
Естественно, что наличие на поверхности балласта разного рода растительности приводит к дополнительным расходам на обслуживание. Причем, страшна не только видимая часть растений, но и их обширная корневая система.
Средствами борьбы с травой и кустами на полотне являются машины по рельсовом ходу, на которых находятся наконечники разного предназначения. Одни режут сорняки, другие — скребут, а третьи рыхлят землю. Также применяются машины для сжигания растительности, спецпоезда для химического опрыскивания почвы. В некоторых местах вместо последних используют малые машины и дрезины. При применении машин для сжигания соблюдаются все меры предосторожности. Одна из них дрезина-огнетушитель.