Отправка груза железнодорожным транспортом, это очень трудоемкий и сложный процесс, к которому нужно относится с высокой долей ответственности. Во первых, для отправки груз необходимо подготавливать, обеспечить его целостность и сохранность в ходе перевозки. Во вторых груз нужно закреплять в вагоне, различными упорками, растяжками, обвязками.
Без выполнения этих условий, перевозчик не примет вагон к отправке по железной дороге.
Отправитель обязан предусмотреть:
- надежность узлов, которые предназначены для закрепления груза. В некоторых случаях он дополнительно комплектуется деталями для установки;
- качественное крепление продукции внутри тары;
- подготовку тяжелой тракторной и с/х техники, оборудования к транспортировке в соответствии с действующими правилами железнодорожных перевозок;
- если в составе груза есть маленькие фракции, щели в платформе вагона надежно уплотняются, а поверхность груза, который транспортируется в открытом вагоне, выравнивается и уплотняется.
- если транспортируются навалочные грузы, которые будут разгружаться через предусмотренные люки полувагона, размеры отдельных частей такого груза должны быть не больше 40 см;
- если предусматривается боковой заезд или съезд, то секции полувагона предварительно опускаются, а после выполнения всех операций – поднимаются и закрепляются клинками;
- в ходе загрузки и выгрузки автотранспорта и других грузов с колесной базой и большим весом, используются переходные мостики и различные приспособления, которые предупреждают механические повреждения состава;
- груз, который загружается и выгружается путем наката, опирается на пол вагона или его обвязку.
Существуют ограничения при осуществлении погрузочных и выгрузочных работ:
- не допускается открытие и закрытие люков вагонов путем применения тракторов, кранов и других тяжелых машин, если предварительно не получено согласование от исполнительного органа для проведения таких действий;
- на полу платформ нельзя осуществлять разворот гусеничного транспорта собственным ходом, который может повредить поверхность;
- грейферы опускаются без удара об поверхность состава;
- нельзя осуществлять погрузку металлического груза путем его сбрасывания на платформу кранами с магнитными шайбами;
- выгружать продукцию из состава зубчатыми грейферами;
- применять борта в качестве опоры при погрузке и выгрузке;
- зацеплять грейфером боковые секции, двери, люки и другие части вагона;
- в качестве опоры для троса при выгрузке использовать борта и обвязку;
- выгружать груз, отдельные части которого в ходе транспортировки скрепились друг с другом, проталкивая его в люки с помощью грейфера или других подобных устройств, использовать для разъединения частей открытое пламя, болванки из металла, взрывоопасные смеси;
- погружать грузы на платформу, температура которых превышает 100 градусов;
- погружать и выгружать сыпучие материалы гидравликой;
- погружать плиты из железобетона, которые еще не прошли нужный период выдержки со дня производства;
- располагать такие плиты, конструкции и разнообразные грузы в наклонном состоянии, если они опираются на боковые секции вагона;
- закреплять грузы из металла путем сваривания их с частями состава;
- снимать отдельные части вагона, двери, борта и секции;
- выгружать с полувагонов навалочные грузы гусеничным транспортом путем его заезда на пол, а также использовать для этого экскаватор, волочение тяжелых товаров по полу.
Отдельные технические условия касаются массы и размеров груза. Так, если одна часть навалочного груза имеет вес до 100 кг, то размещать на платформе можно до 5 тонн. При этом высота падения должна сохраняться до 3 метров. Если же части груза имеют вес до 500 кг, то дно платформы засыпается слоем в 30 см из более мелких частей. Нужно соблюдать общий вес до 7 тонн, а высоту падения — до 3 метров. Наличие на платформе грузов с весом отдельных частей больше 500 кг требует загрузки его без сбрасывания. Это касается и штучных грузов.
Когда вагоны и полувагоны освобождены от перевозимого груза, проводится тщательная внутренняя и внешняя их очистка. Снимаются детали крепления, кроме тех, которые установлены заводом-производителем. Можно снимать проволоку с рукояток, затворов, дверей, люков, запоров и других частей. Затем все борта и люки закрываются. Многооборотный инвентарь для закрепления (турникеты) подготавливается к погрузочным работам в соответствии с требуемыми нормами.
Все перечисленные ограничения изложенные здесь, отнюдь не случайны. Нельзя пренебрегать правилами. Повреждение жд состава это самое малое что может случиться. Хотя и оно повлечет за собой большие расходы, так как платить за ремонт вагона придётся с учетом простоя вагона.