
Пожалуй, к самой старой государственной железной дороге России можно причислить магистраль, проложенную в середине девятнадцатого века. Она объединила Санкт-Петербург и Москву, обеспечивая грузовые и пассажирские перевозки между городами.
Началом истории дороги можно считать февраль 1842 года, после подписания приказа о ее строительстве Николаем I. Перед началом работ по прокладке железнодорожного полотна между Москвой и Санкт-Петербургом был создан Комитет специального назначения, кадрами которого являлись не только главные специалисты-техники и основатели проекта (П. П. Мельников, Н. О. Крафт, К. В. Чевкин), но и государственный уполномоченные лица (П. А. Клейнмихель, А. Х. Бенкендорф, А. А. Бобринский).
Инженерные изыскания, составление необходимой документации и сами строительные работы растянулись на 10 лет. Для реализации проекта потребовались внушительные финансовые инвестиции и нестандартные технические подходы. В работе были задействованы как отечественные, так и зарубежные специалисты и огромное количество рабочих. В строительстве магистрали участвовало около 800 тысяч человек, подавляющим большинством среди которых были крепостные.
В ноябре 1851 года было проведено торжественное открытие Петербурго-Московской магистрали, после которого по ее железнодорожному полотну был отправлен первый «всенародный» поезд в Москву, хотя отдельные ее участки уже эксплуатировались с 1846 года. «Санкт-Петербургские ведомости» назвали ее тогда дорогой, соединившей две столицы — голову и сердце России.
Тот самый «всенародный» поезд отправился из Санкт-Петербурга в Москву в 11:15 и прибыл в пункт назначения в 9 утра следующего дня. Тогда на нем удалось прокатиться 192-м пассажирам. В легендарный железнодорожный состав входили паровоз, два мягких, три жестких и один багажный вагоны.
Государственная магистраль растянулась на расстояние в 644 километра. В XIX веке, ни одна двухколейная железная дорога в мире не могла составить ей конкуренцию по своей протяженности и техническим характеристикам.
Петербурго-Московская дорога в 1855 году стала называться Николаевской, в честь императора. Однако уже в XIX веке ее переименовали в Октябрьскую. Вокзал Московский сохранил свое название по сегодняшний день.