Грузы, которые имеют название «наливные», перевозят в специальных емкостях — цистернах. Также такие материалы могут перевозиться в бункерных полувагонах.
Железнодорожный транспорт доставляет натуральные, химические и пищевые продукты (нефть, продукты ее переработки, химические материалы искусственного происхождения, масла, вина и тому подобное) без ухудшения качества.
Наливные грузы загружаются, транспортируются и хранятся в соответствии с их уникальными свойствами и индивидуальными характеристиками. Таких характеристик достаточно много, и они имеют отношение к токсичности, текучести, способности к возгоранию, взрыву и т. д.
Допускаемые к грузовым перевозкам в цистернах по железной дороге грузы, прописаны в соответствующих Правилах, которыми и руководствуются специалисты по перевозкам на железнодорожном транспорте.
На емкостях (цистернах), указывается соответствующий содержимому класс опасности перевозимого вещества. На нее должен быть нанесен номер аварийной карточки и прочие отметки, которые указаны в соответствующих Правилах. Отправитель предоставляет перевозчику, помимо других документов, качественный паспорт, где в соответствующей строке указывается полное название перевозимого вещества, которое соответствует классификации, напечатанной в Правилах перевозки.
В накладную ставится штемпель, характеризующий степень опасности груза. Лица, ответственные за погрузку жидкости, осуществляют запись в накладной о том, что погрузка осуществлялась согласно Правилам перевозок и скрепляют ее своей подписью.
Расчет массы жидкого груза
Расчет массы груза, предназначенного для перевозки в цистернах, может проводиться разными способами:
• наполненная цистерна, готовая к отправке, взвешивается на специальных весах. Из полученного результата вычитается масса цистерны и получается чистый вес жидкости, находящейся в цистерне;
• расчетный метод. Для его осуществления измеряется высота уровня жидкости в цистерне, готовой к транспортировке. Второе значение, необходимое для расчета, это объем налитой жидкости. Эти величины сопоставляются в таблице калибровки и получается искомый результат;
• динамический метод основан на преобразовании расхода массы, объема и плотности.
Методы изменений постоянно совершенствуются и специалисты, работающие в железнодорожных перевозках, применяют более точные способы, например, оптические и акустические. Они значительно сокращают время на вычисление веса жидкого груза в перевозимой таре.