Главная » Важно знать » Основные чертежи железнодорожного пути

Основные чертежи железнодорожного пути

Строительство, а в дальнейшем и работу на железнодорожных путях, невозможно представить без схем, чертежей, профилей, графиков. Которые должны быть не только грамотно составлены, но и прочитаны. Именно поэтому, нормами установлены высокие требования к выполнению железнодорожных схем, планов, продольных и поперечных профилей.  Без этих чертежей невозможно построить ни одного железнодорожного пути, здания или сооружения железнодорожной инфраструктуры.  После строительства, невозможна слаженная работа и бесперебойное обслуживание объектов без чертежей. Именно эти чертежи дают необходимые сведения о форме, размерах, материалах и устройстве как сооружения в целом, так и отдельных его частей.


Самое подробное описание какого-либо предмета не может дать о нем такого полного и ясного представления, какое даёт правильно составленный чертёж. Умение разбираться в чертеже, читать чертёж и производить ту или другую работу по чертежу необходимо не только инженеру и технику, но и каждому квалифицированному рабочему-путейцу.

Чертежи являются основными документами, по которым изготовляют железнодорожные механизмы и воздвигают различные сооружения железнодорожного назначения.

При сооружении железнодорожного пути руководствуются чертежами, характеризующими его в плане, продольном и поперечном профилях через каждые 100 м и в наиболее характерных местах.

Планом характеризуется положение оси железнодорожной линии на местности в горизонтальной плоскости. Основными элементами плана являются прямые и кривые участки пути.

Кривые участки пути встречаются при обходе препятствий, приближении к населённым пунктам и в других случаях. Между прямолинейными участками железнодорожной линии и круговыми (постоянного радиуса) кривыми устраивают переходные кривые, имеющие переменный радиус.

Величина радиусов кривых назначается в зависимости от категории линии и от сложности топографических условий, как пра-вило, от 4000 до 1200 м с уменьшением в трудных условиях до 400 м на линиях I и II категорий, до 350 м на линиях III категории, до 250 м на линиях IV категории и меньше на железнодорожных путях необщего пользования и на путях промышленных предприятий.

Продольный профиль характеризует положение земляного полотна по оси железнодорожного пути в разрезе.

Основными элементами продольного профиля железной дороги являются горизонтальные и наклонные участки. Крутизна последних характеризуется уклоном, которым называется отношение разности высот двух точек к расстоянию между ними. Для железнодорожных путей величина уклона выражается в тысячных долях. Например, если расстояние между точками А и В по горизонтали равно 100 м, а точка В выше точки А на 1 метр, то уклон будет равен В-А/100 = 1/100 = 0,010 или 10 тысячных. Условное обозначение тысячного уклона похоже на обозначение процентов, только в нижнем углу под чертой дроби два знака.

Смежные элементы продольного профиля, имеющие большую разницу уклона (более 9 ‰), сопрягаются в вертикальной плоскости круговыми кривыми.

В продольном профиле содержатся необходимые данные для постройки и эксплуатации железной дороги. Он состоит из двух частей.


Нижняя часть представляет собой таблицу. В самом низу приводится деление линии на километры, выше дан план линии (трассы) в виде схем прямолинейных и криволинейных участков пути, над ним обозначены пикеты (участки длиной 100 м) и плюсы (расстояния от пикетного столбика до характерной точки продольного профиля), а ещё выше — расстояния от начала пикетов до плюсов. Затем даны отметки земной поверхности по продольной оси железнодорожного пути, далее проектные площадки и уклоны, а над ними проектные отметки бровки земляного полотна. В следующей графе указаны типы поперечных профилей и, наконец, в последних графах — характеристика местности в пределах полосы отвода (ситуация) и наименования грунтов.

Верхняя часть чертежа представляет собой собственно продольный профиль в виде ломаных линий, одна из которых характеризует очертания (профиль) земной поверхности по продольной оси железнодорожного пути, а другая является проектным профилем земляного полотна. Цифры над этой линией указывают высоту насыпей, а под ней — глубину выемок.

На проектной линии указано размещение раздельных пунктов, линейных путевых зданий, переездов, искусственных сооружений и другие данные.

Продольные профили бывают нескольких видов: подробные и сокращённые, утрированные продольные профили. Первые вычерчивают в масштабе 1 : 10 000 (1 см = 100 м) для горизонтальных расстояний и 1 : 1 000 (1 мм = 1 м)

Для вертикальных расстояний (высот). Сокращённый продольный профиль вычерчивают в масштабе 1:5 000 (2 см= 1 км) для горизонтальных расстояний и 1 : 500 (2 мм= 1 м) для вертикальных.

На продольном профиле условными знаками обозначают расположение станций, искусственных сооружений, линейно-путевых зданий, переездов. Эти знаки одновременно характеризуют и особенность тех или иных сооружений или обустройств, например типы станций, наличие на них устройств вагонного или локомотивного хозяйств и т. д.

Поперечные профили характеризуют основные элементы земляного полотна в поперечном разрезе. На чертеже они изображаются в разрезе перпендикулярно продольной оси земляного полотна.

В настоящее время чертежи для строительства железнодорожных путей выполняются в соответствии с ГОСТ 21.702-2013. Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации железнодорожных путей.

Опубликовано 1 год назад. Просмотров с момента размещения на сайте 2209


Также, Вас может заинтересовать:

Рубрика записи: Важно знать
Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
За 7 лет с момета публикации, статью прочитали 19815 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Форма технического паспорта на железнодорожный путь необщего пользования
За 3 года с момета публикации, статью прочитали 4381 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Перевозка и выгрузка балласта на железнодорожных путях
За 1 год с момета публикации, статью прочитали 2034 раз(а)
У записи пока нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.