Стрелочный перевод – один из самых важных элементов железнодорожного пути, который отвечает за работоспособность инфраструктуры в целом и безопасность движения подвижного состава по отдельно, конкретно взятым путям.
Для обеспечения бесперебойной и безопасной работы на железнодорожных путях важно поддерживать исправное состояние стрелочных переводов, регулярно делать проверки и своевременно устранять неисправности.
Рассмотрим основные причины неисправностей, способы их устранения и возможные последствия при несвоевременном выявлении. И так;
- Разъединение остряков
Разъединение остряков происходит из-за излома стрелочной тяги или болтов – креплений тяг. Состояние деталей узла соединения остряков (тяг, болтов, заклепок) должно регулярно проверяться и своевременно исправляться. При необходимости эти детали следует заменить на новые. Следует строго следить за нормативным расстоянием между остряками.
- Отставание остряка от рамного рельса
Отставание остряка от рамного рельса появляется при изгибе рамных рельсов, при образовании наката на них, угоне остряков или рамных рельсов, неправильной обработке остряков, при изгибе связанных полос и стрелочных башмаков, при неправильном расстоянии между рабочими гранями рамных рельсов, недопустимом шаге остряков.
Если остряк отстает ор рамного рельса на 4 мм и более возможен удар реборды колеса в торец остряка. На главных путях допускается просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка не более 1 мм. Для приемоотправочных путей просвет может быть не более 2 мм.
- Выкрашивание остряков
Выкрашивание остряков происходит при неплотном прилегании остряков к рамным рельсам, или если остряки расположены выше рамного рельса. Критическое значение выкрашивания остряка обусловлено длиной, которая не должна быть больше расстояния от начала остряка до его сечения, где гребень колеса движущегося состава против шерсти стрелочного перевода будет касаться остряка. Нарушение этого параметра приводят к удару реборды колеса в остряк с наездом колеса на остряк.
- Понижение остряка против рамного рельса
Там, где колесо при пошерстном движении по стрелочному переводу начинает переходить с остряка на рамный рельс понижение остряка к рамному рельсу должно составлять 50 мм. Если остряк ниже хотя бы на 2 мм., возникает выталкивание рамных рельсов ребордами колес при пошерстном движении их по стрелочному переводу. В конечном итоге это приведёт сходу подвижного состава.
При выявлении этой неисправности, следует проверить равномерность плотности балласта под стрелочным брусом, путем повторной подбивки. Если проблема путем подбивки стрелочного бруса не устраняется, то следует считать остряк дефектным, с последующей заменой на новый.
- Расстояние между рабочими гранями сердечника, усовиков и контррельсов
Важным параметром исправного стрелочного перевода является расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика. Оно должно быть не более 1435 мм, а расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса – не менее 1472 мм.
Отклонения от этих параметров обычно устраняется путём удаления накатов на сердечнике, перешивкой контррельса в сборе, регулировкой узла крестовинных распорок или исправлением контррельсовых желобов.
- Изломы остряка, крестовины и рамного рельса
Под изломом подразумевают все виды нарушения целостности этих узлов: трещины, сколы, изломы.
Особенно опасны трещины в головке остряков, так как по длине, остряки к рамным рельсам не крепятся. Трещины, как в остряках, так и других частях стрелочного перевода не подлежат ремонту. При обнаружении трещин деталях стрелочного перевода, следует заменить элемент целиком. Сколы, можно устранить путем наплавления металла дуговой сваркой, и шлифовкой шлифмашиной до исходных геометрических параметров элемента стрелочного перевода.
- Разрыв контррельсового болта
Следует следить за состоянием контрельсовых болтов на стрелочном переводе. Если хотябы один болт неисправен, его следует незамедлительно заменить, так как это дефект грозит ослаблению крепления контрельса. Ослабление крепления контрельса в свою очередь повлечёт отжатие контррельса и удару колеса об сердечник крестовины.
- Вертикальный износ остряков, рамных рельсов и крестовин
При вертикальном износе рамных рельсов давления колеса на остряк приближается к более слабым его сечениям — к острию.
Допустимый вертикальный износ рамных рельсов определяется условием предотвращения наезда реборды колеса на горизонтальную полку головки остряка и удара реборды колеса в торец остряка. Рамные рельсы, а также остряки с износом, превышающим допускаемые размеры, должны быть заменены.
Наибольший допустимый вертикальный износ усовиков и сердечников крестовины определяется из условия прочности элементов крестовин и недопущения качения гребня колеса по дну желоба крестовины.