Мокринский железнодорожный мост — одна из самых красивых и загадочных достопримечательностей Чувашской республики. Он поражает своим величием и монументальностью: арочная конструкция, солидные колонны и вертикальные перегородки, выполняющие роль рёбер жёсткости, создают впечатляющий вид.
Мокринский мост считается одним из самых красивых сооружений данного типа не только в Чувашии, но и во всей России. Он занесён в список исторических и культурных памятников Канашского района и привлекает туристов со всех уголков страны. На сегодняшний день по мосту не проходят поезда, так как рельсы были разобраны. Мост выполнял функцию соединения двух железнодорожных станций Ачакс и Мокры, его эксплуатация завершилась в 1986 году.
Точных данных по дате строительства нет, по косвенным признакам считается, что это сооружение строили в период с 1913 по 1917 год, потому как именно в это время был построен железнодорожный участок Арзамас-Шихраны, который связывал Казань с Москвой.
Существует две версии о создателе архитектуры моста. Согласно одной из них, проектная документация разрабатывалась немецким инженером Герхардом Шумахером. Есть слухи о том, что во время испытаний сооружения проектировщик находился под его пролётом вместе с членами своей семьи, однако этот факт не имеет документального подтверждения.
Вторая версия связывает строительство мостового сооружения в деревне Мокры с именем выдающегося отечественного инженера Григория Передерея. Эта версия является более официальной и зафиксирована на сайте Росавтодора, где имеется полезный раздел под названием «Книги». Здесь представлено отсканированное произведение Григория Передерея, его книга «Курс мостов. Конструкция, проектирование и расчёт», изданная в 1931 году. В первой части книги говорится о мостах малых конструкций, возведённых из камня, дерева и железа.
В главе, посвящённой каменным мостам, автор подробно разбирает французские виадуки. В 1908 году инженер был отправлен в рабочую командировку в Швейцарию, Германию и Францию для изучения мостостроительной практики. Во время этой поездки Передерий знакомится с передовыми схемами строительства мостов, уделяя особое внимание мосту de Commelles, построенному в Париже в 1858 году. Мокринский мост имеет много общего с этим сооружением, главным отличием является материал, из которого они построены: французский мост состоит из камня, тогда как чувашский — из железобетона.
Мокринский мост по своим техническим характеристикам значительно превосходит другие подобные сооружения, например такие как Лебедянский и Посопский мосты. Сооружение в Мокрах отличается сложностью возведения, впечатляющими размерами и восхитительной красотой.
С 1935 года мост находился под военизированной охраной. Во время войны железобетонный мост в деревне Мокры имел большое стратегическое значение — по нему переправляли боеприпасы и оборудование.
Капитальный ремонт моста за весь срок эксплуатации проводился всего один раз в 1969 году.
Мокринский мост сохранял свою функциональность до 1986 года, после чего в районе была построена новая железнодорожная ветка и старый объект закрылся. Рельсовый путь был разобран, и с тех пор движение по мосту прекратилось. В настоящее время Мокринский виадук представляет собой интересную историко-архитектурную достопримечательность.
Конструктивные особенности
Мост в Мокрах представляет собой уникальную архитектурную достопримечательность, которая привлекает туристов из различных регионов страны. Несмотря на то, что с момента его постройки прошло более ста лет, он по-прежнему очаровывает своей красотой. Вот некоторые характеристики этого мостового сооружения:
расположение: деревня Мокры, Канашский район Чувашии;
высота виадука достигает 34 метров;
длина моста составляет 360 метров;
общая протяжённость конструкции – 1200 метров;
мост включает 15 арочных пролётов и 16 опорных столбов;
тип конструкции – классический виадук.