Кругобайкальскую железную дорогу (КБЖД) можно без преувеличения назвать эпохальной дорогой, вошедшей в историю не только Иркутской области, но и всей страны. Прежде этот удивительный образец инженерно-строительного искусства являлся живописной составляющей Транссибирской магистрали. КБЖД можно смело отнести к достопримечательностям Прибайкалья. Пролегает она по всей длине северного берега южного края оз. Байкал, точнее от Слюдянки до пос. Байкал, с южной стороны Олхинского плато. К сожалению, дорога утратила свою значимость после того, как стали использовать другой, такого же плана участок путей. Отрезок железнодорожной линии, пролегающий от ст. Иркутск-сортировочный до порта Байкал, в 1956 разобрали, а в 1958 затопили во время строительства Иркутской ГЭС, а именно заполнения ее водохранилища.
Интересные подробности из истории КБЖД
1. Самые первые изыскания для строительства дороги, в которых принимал активное участие российский инженер А.И. Штукенберг, проходили в период с 1836 по 1840 годы. Эти работы по формированию маршрута первого участка КБЖД были завершены в 1894 г.
2. Берега озера Байкал, вдоль которых планировалось проложить железнодорожные пути, были скалистыми с резкими обрывами. Их высота над уровнем воды составляла от 270 до 400 метров.
3. Изначально было запланировано построить 33 тоннеля на отрезке пути от Слюдянки до поселка Байкал.
4. Железнодорожный путь должен был быть проложен на высоте не менее 5,33 метров над уровнем воды озера.
5. Согласно техническим требованиям ежедневная пропускная способность железной дороги составляла четырнадцать пар поездов.
6. Так как на участке строительства отсутствовала береговая линия, все грузы с необходимыми материалами, кроме камня, который там же и добывали, доставлялись по воде прямо к склону. Летом транспортировка осуществлялась на баржах, а зимой на гужевых повозках по льду. Приблизительно один вагон взрывчатки уходил на каждый километр дорожного полотна.
7. После того как Кругобайкальская железная дорога была введена в эксплуатацию, путь от Транссиба вдоль оз. Байкал полностью замкнулся. По нему отправились товарные и пассажирские поезда. КБЖД прозвали «Золотой пряжкой стального пояса России».
8. >Изначально железнодорожная линия была одноколейной, но в период с 1911 по 1914 годы были выполнены строительные работы по добавлению второго пути, после чего ее ежедневная пропускная способность выросла до 48 пар поездов.
9. Во время строительства КБЖД на участках, где были предусмотрены мосты и другие сложные инженерные конструкции, применялся железобетон, совершенно инновационный для того времени материал.
10. В конце 1940-х была проложена новая электрифицированная линия от Иркутска до Слюдянки. Ей удалось ощутимо срезать путь в отличие от Кругобайкальской линии. Соответственно главный ход Транссиба был перенесен на новую ветку.
11. Отрезок КБЖД от Иркутска до пос. Байкал, в 1956 г. был выведен из эксплуатации и полностью разобран. Причиной этого послужило возведение Иркутской ГЭС, при заполнении водохранилища которой он полностью и навсегда ушел под воду.
12. Таким образом появился новый «тупиковый» путь, от Слюдянки до Байкала через Култук и Маритуй. Дорога утратила свою значимость, общее число пар поездов, проходящих по ней, ощутимо сократилось, мосты и тоннели сняли с охраны.
13. Сегодня сохранившуюся линию длиною в 89 километров называют Кругобайкальской железной дорогой.
14. На сегодняшний день на дороге сохранилось 4 действующие станции, а именно Култук, Маритуй, Уланово, Байкал и разъезд в 137 километров.
15. На Кругобайкальской дороге успешно функционируют 38 тоннелей, самым длинным из них считается Половинный, его протяженность составляет почти 8% от суммарной длины всех тоннелей (9063 метра). Сохранилось пятнадцать специальных коридоров, защищающих от оползней, построенных из камня, и три из железобетона, более двухсот виадуков и мостов, и 268 подпорных стен на крутых склонах.
16. В России ни одна магистраль не может конкурировать с КБЖД по количеству впечатляющих инженерных конструкций.
17. Каждый день от станции Слюдянка до станции Байкал и обратно проходит один состав, состоящий из тепловоза и всего двух вагонов. Время в пути в один конец составляет 4 ч. 40 мин. Его главная задача — доставлять жителям поселков, расположенных вдоль дороги, грузы с самыми необходимыми товарами, за что его и прозвали «передачей». А благодаря тому, что маршрут поезда ограничивается только двумя станциями, между которыми он «мотается», состав еще ласково называют «мотаней».