Во времена правления Иосифа Виссарионовича Сталина железная дорога являлась своего рода военизированным предприятием. В ряде случаев железнодорожным работникам приходилось трудиться без отрыва от производства. Для них была создана специальная форменная одежда, очень схожая с военной.
В 1943 году Указом Президиума Верховного Совета СССР было принято ввести погоны (как положено всех военизированных организациях). Тогда же была предложена четкая служебная иерархия с присвоением персональных званий для всех железнодорожников.
В сентябре 43-го Лазарем Моисеевичем Кагановичем (советский государственный деятель, близкий сподвижник Сталина) был создан приказ 711 Ц, в соответствии с которым помимо погон предлагались дополнительные знаки отличия, индивидуальные звания, а также обновленная униформа. Руководящие железнодорожные структуры присваивали звания рядовому управляющему составу по ходатайству начальника организации. Нарком путей сообщения, по прошению начальников железных дорог, отделов и управлений определял звания средних и старших начальствующих групп.
Звания для высшего руководства присуждались приказом Совнаркома СССР по представлению НКПС.
Что же представляла собой служебная иерархия железнодорожного транспорта тех времен?
- К рядовому командному составу относились техники 1, 2 и 3-ей категории, бригадный и старший бригадный с выслугой в 2 и 3 года.
- Инженер-капитан, инженер-лейтенант и техник-лейтенант причислялись к среднему начальствующему составу, со сроком выслуги 4 года.
- Директор-полковник, директор-подполковник и инженер-майор — это старший управляющий состав, с пятилетним сроком выслуги.
- К высшему руководству относились генерал-директор 1, 2 и 3-го ранга и вице-генерал-директор 1-го и 2-го ранга.
Присвоенные профессиональные звания сохранялись на протяжении всей жизни. Лишиться какого-ибо из них было возможно исключительно по решению судебного заседания. В случае высшего управления помимо судебного приговора было необходимо еще и отдельное постановление правительства.
В зависимости от присвоенных званий различались и погоны: наплечные знаки младшего управления походили на европейские эполеты, для высшего, старшего и среднего руководящих составов они напоминали продолговатый шестиугольник.
Свои эмблемы также присваивались определенным службам железной дороги. Так например, на эмблеме службы движения был нарисован железнодорожный разъезд, сторожка по левую от него сторону, а посередине светофор. Профиль паровоза изображался для эмблемы службы тяги, а электровоза для службы электротяги (такой рисунок встречался нечасто). Для работников отдела связи штамповался квадрат, повернутый на угол, с кругом внутри, наверху которого красовалась красная звездочка из эмали и две пересекающиеся по середине молнии. Железнодорожный мост арочного типа изображался на эмблемах для служб пути и строительства. Административных работников можно было узнать по серпу и молоту на пятиконечной звезде и французскому разводному ключу.Для всех сотрудников железной дороги была предусмотрена форменная одежда как повседневная, так и праздничная, которая подразделялась на летнюю и зимнюю. Согласно приказу каждый железнодорожный работник должен был иметь парадную форму, но по факту ее обладателями были генералы и сотрудники, так или иначе принимавшие участие в парадных мероприятиях, во время которых комначсоставы надевали светлую форму, а руководство высшего звена темно-синие парадные мундиры.
Униформа прекрасной половины рабочего состава практически ничем не отличалась от мужской. Основная разница заключалась в том, что вся одежда на пуговицах, застегивалась на левую сторону, брюки заменялись на юбки, а фуражки на береты.