Главная » Важно знать » Земполотно железнодорожного пути, основные требования

Земполотно железнодорожного пути, основные требования

Земляное полотно, оно-же земполотно — это один из основных элементов конструкции железнодорожного пути. Представляет собой инженерное сооружение из грунта. На земляном полотне размещается верхнее строение железнодорожного пути. Именно земполотно придаёт железнодорожной линии необходимые параметры плана и продольного профиля. Является несущей конструкций железнодорожной линии и передаёт на несущую поверхность не только статические нагрузки от веса верхнего строения железнодорожного пути, но и все динамические нагрузки от подвижного состава. Именно от надёжности земполотна зависят основные эксплуатационные характеристики железнодорожной магистрали. Такие как скорость движения поездов и максимально разрешенная нагрузка от подвижного состава, которые главным образом определяют пропускную способность железнодорожной линии.


Основной нормативно-технической документацией которой руководствуются при проектировании, строительстве и текущем содержании земляного полотна железных дорог является:

— СП 119.13330.2017 «Железные дороги колеи 1520 мм и СП 32- 104-98 «Проектирование земляного полотна железных дороги колеи 1520 мм: свод правил по проектированию»;

— СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм» — строительно-технические нормы Министерства путей сообщения Российской Федерации;

— «Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути» ЦП-544, утверждена МПС России в 1998 г

Земполотно должно быть прочным, устойчивым, надёжным и долговечным при пропуске современных и перспективных типов подвижного состава с максимальными скоростями, расчётными весом, длиной и интенсивностью движения. Поверхность земляного полотна и его устройств в полосе отвода должны быть спланированы и защищены так, чтобы атмосферные и поверхностные воды не застаивалась и был обеспечен организованный сток в стороны от земляного полотна или в водоотводные сооружения, при этом не должно быть размывов откосов и основания. Конструкции земполотна должны обеспечивать минимальные расходы на их сооружение, ремонт и содержание с применением максимальной механизации и автоматизации работ.

Помимо всего этого, земполотно должно быть устойчивым, — под устойчивостью земляного полотна понимается способность сохранять равновесие грунтовых масс при воздействии внешних нагрузок и факторов. Земполотно должно быть надёжным и долговечным, — в смысл надёжности и долговечности вкладывается способность работать без отказа в течение всего срока эксплуатации.

Как видно из приведённых формулировок, свойство прочности относится к материалу — грунту, а остальные свойства определяют требования к конструкции земполотна железнодорожного пути. Кроме того, при строительстве новых и реконструкции существующих железнодорожных линий, нормами предусматривается соблюдение максимальных значений величин равномерного морозного пучения и упругих осадок основания на болотах (деформация земполотна), определяемых в зависимости от категории линии (смотри таблицу ниже).

Вид деформацииДопустимая величина деформации в мм при категории линии
Скоростные, особогрузо- напряженные,
I и II категории
III катего­рииIV катего­рии
Равномерное морозное пучение202535
Упругая осадка основа­ния насыпи на болоте22 
3

При проектировании земполотна железнодорожных магистралей принимают комплексные мероприятия, в результате которых определяют:

— оптимальную конструкцию земполотна в зависимости от категории железнодорожной линии, топографических, инженерно-геологических и природных условий, а также способов производства работ;

— тип грунтов насыпей с учётом вида и состояния грунтов основания, высоты проектируемой насыпи, а также разведанных запасов грунта и дальности их возки;

— вид и конструкции водоотводных устройств, соответствующих расчётным расходам воды, а также гидрогеологическим условиям;

— тип укрепления откосов земполотна и водоотводов;

— необходимые меры для обеспечения защиты земполотна от вредного воздействия природных факторов.

Земляное полотно железнодорожного пути — это комплекс инженерных сооружений, в состав которых входит:

— само земляное полотно (насыпи, выемки, нулевые места и т.д.);

— все устройстве для отведения поверхностных и грунтовых вод (канавы, лотки, дренажи и т.д.);

— защитные сооружения для сохранения конструкции земполотна от повреждений или разрушений при неблагоприятных природных воздействиях и явлениях (такие как дамбы, подпорные стены, траверсы и другие защитные сооружения).

— укрепительные сооружения откосов (каменные наброски, плитные покрытия, сетчатые конструкции и т.д.).

Так как железнодорожный путь является линейным сооружением, то основную часть проекта земполотна составляет поперечный профиль — инженерно-геологический разрез, перпендикулярный продольной оси линии.

Верхняя поверхность земляного полотна, на которой располагается верхнее строение пути и через которую передаются воздействия подвижного состава, называется основной площадкой, является главным элементом земляного полотна. Откосами называются искусственно созданные наклонные поверхности грунта (откосы насыпей, откосы выемок), ограничивающие естественный грунтовой массив. Линия сопряжения основной площадки с откосом называется бровкой пути.

Применяются следующие типы поперечных профилей земполотна (рис. 1): насыпи, выемки и нулевые места (условно принято при рабочих отметках от — 1 до +1 м), а для участков на косогорах могут быть ещё: полунасыпи, полувыемки и полунасыпи-полувыемки.

Полунасыпью называется насыпное земляное полотно, у которого одна бровка основной площадки лежит на поверхности земли.

Полувыемкой называется земляное полотно, имеющее с одной стороны откос выемки, а с другой бровку основной площадки, лежащую на поверхности земли.

В полунасыпях-полувыемках основная площадка образована частично подсыпкой, а частично срезкой грунта земной поверхности.

Различают типовые, групповые и индивидуальные конструкции земляного полотна.

Типовые конструктивные решения представляют собой типовые поперечные профили земполотна, регламентируемые нормативными документами. Они созданы в результате обобщения многолетнего опыта проектирования и эксплуатации. Эти решения принимаются без обоснования их инженерными расчётами, но с привязкой к местным условиям, иногда специфическим, но уже хорошо изученным.

Групповые конструкции разрабатываются и применяются на ряде участков со сложными и повторяющимися инженерно-геологическими условиями. При этом параметры земполотна, уточнённые расчётами в сравнении с типовыми конструкциями, не требуют индивидуального обоснования для каждого объекта.

Индивидуальные проектные решения разрабатывают для сложных участков железнодорожного пути, сооружаемых в сложных инженерно-геологических и топографических условиях. Для составления таких проектов выполняют детальные инженерно-геологические изыскания и определяют физико-механические характеристики грунтов. Все принимаемые решения в этом случае обосновывают инженерными расчётами.

Опубликовано 1 год назад. Просмотров с момента размещения на сайте 1565


Также, Вас может заинтересовать:

Рубрика записи: Важно знать
Порядок получения разрешения на примыкание железнодорожных путей необщего пользования.
За 7 лет с момета публикации, статью прочитали 10667 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Искусственные сооружения на железнодорожном пути
За 1 год с момета публикации, статью прочитали 2861 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Приемка и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта
За 6 лет с момета публикации, статью прочитали 16076 раз(а)
У записи пока нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.