Главная » Интересные факты » Военно-санитарные поезда во времена Великой Отечественной Войны.

Военно-санитарные поезда во времена Великой Отечественной Войны.

Военно-санитарные поезда (ВСП) выполняли одну из самых главных задач во время Великой Отечественной войны. Пробираясь сквозь эпицентр боевых действий, им удавалось спасать миллионы жизней бойцов с самыми тяжелыми ранениями.

Мобилизация

Приказом Народного комиссариата путей сообщений (НКПС) 24 июня 1941 г. было сформировано 288 ВПС, для которых было предоставлено 6000 вагонов и утвержден состав железнодорожников. В военно-санитарный состав входили вагоны, специально укомплектованные для перевозки раненых разной степени тяжести, изолятор, кухня, перевязочная с аптекой и другие служебные вагоны. Обслуживанием таких поездов занимались профильно подготовленные группы работников. В их составе были проводники, вагонные мастера, электромонтеры и машинисты электростанций. Также, помимо ВСП для спасения и эвакуации бойцов существовали военно-санитарные летучки, которые в большинстве своем состояли из крытых товарных вагонов, специально переоборудованных для транспортировки пострадавших. Свою спасательную миссию они выполняли исключительно на коротких расстояниях.


Прославленный санитарный поезд под номером 87 отправился в свое первое плавание из города Саратов 17-го июля 1941 года. Спустя некоторое время бойцы красной армии назовут его «Счастливым». Спустя 64 года об этом легендарном поезде был снят фильм. ВСП № 87 удалось совершить 135 выездов в самые горячие точки боевых сражений и при этом, за все время, лишиться только лишь одного вагона, закрепленного в конце состава и не спасти одного убитого. Со своей главной задачей он справлялся на отлично, спасая тысячи жизней.

Первый бой

Впервые под обстрел с самолетов № 87 попал в 1941-м первого сентября на Ново-Алексеевской станции. Несмотря на это, рискуя своими собственными жизнями, медицинские работники состава продолжали беспрерывно оказывать помощь раненым. Во время второго нападения работники поезда нанесли ответный удар из винтовок по самолетам врага.

Пожалуй, одним из самых запоминающихся событий из истории № 87 стала погрузка в Таганроге 3 октября в 1941 году. ВСП предстояло вывезти около пятидесяти раненых, а также медперсонал и остальных работников из восьми госпиталей. Действовать приходилось в сложнейших условиях. Из-за ожидаемого приближения фашистов, в городе царили хаос и паника. Помимо этого, пострадавших и изувеченных бойцов еще продолжали привозить прямо с поля боя, в то время как в одном из госпиталей еще оставались носилочные больные. Решение незамедлительно доставить их на поезд было принято, после того как количество раненых пассажиров состава увеличилось до 147 человек. Совместными усилиями с поставленной задачей удалось справиться.

Героизм железнодорожных работников

С самых первых дней войны фашистские самолеты вели охоту именно за военно-санитарными составами. Только за первый год Великой Отечественной они были подвержены 224-м нападениям со стороны врага.

Машинист санитарной летучки № 5 Иван Коваленко вспоминал, как в декабре 41-го года, по приказу военного коменданта ст. Ворошиловград, их отправили в Депрерадовку за ранеными, которая на тот момент постоянно подвергалась огневым обстрелам и налетам. В связи с этим было выбрано определенное место для остановки поезда, куда окольными путями, должны были доставить около ста двадцати раненых. После того как задача была выполнена и поезд должен был уже отправляться, поступило сообщение о том, что гитлеровцы прорвались в Депрерадовку, и все пути для отхода уже отрезаны.

Но машинист Коваленко с остальными работниками летучки и не думали сдаваться. Она была полностью подготовлена для того, чтобы попытаться прорваться через врага: котлы были заправлены водой, топки заполнены углем. Когда недалеко от Депрерадовки Иван заметил фашистов, он велел своему помощнику открыть продувочный кран. Благодаря этому решению кинувшихся к поезду гитлеровцев обдало горячим паром. Когда ошпаренные и визжащие от боли они открыли беспорядочную стрельбу, санитарному составу уже удалось вырваться из окружения.

Стоит упомянуть еще об одном подвиге, совершенном железнодорожными работниками. Местом событий стал отрезок дороги между Купянском и Валуйкой. Тогда летучка, перевозившая раненых в тыл, попала под авианалёт гитлеровцев. Пилотам вражеских самолетов было хорошо известно, что зенитки на ВСП не предусмотрены, поэтому оказать какое-либо сопротивление они не способны. Машинисту Федотову ничего не оставалось делать, как нарушив все правила и инструкции, резко затормозить поезд. В результате такой остановки все сброшенные бомбы оказались перед составом, что спасло его от разрушения и сохранило сотни жизней. Но всего через мгновение бомбы все-таки настигли летучку. Четыре вагона загорелись сразу же, у раненых не было возможности выбраться самостоятельно, и они буквально сгорали заживо. Не раздумывая ни минуты, работники поезда кинулись расцеплять вагоны. Пытаясь потушить пламя, машинист Федотов и кондуктор Ефимов получили сильные ожоги, кочегар Самсонов погиб. Полностью потушить пожар и возобновить движение летучки удалось только после прекращения вражеской атаки.

Вредители и предатели

На протяжении всего времени Великой Отечественной войны существовали как герои, так и вредители, и предатели. Об одном из подлых и бесчеловечных поступков последних рассказала Екатерина Коваленко — ветеран ВОВ. Она стала свидетелем того, как немцы разбомбили военно-санитарный состав. Это случилось во время эвакуации из Днепропетровска, когда на станции Нижнеднепровск-Узел работники поезда ожидали «зеленого» света. Оставалось проехать совсем немного, до Орловщины, где находился эвакуационный госпиталь. Диспетчер этой станции поступил как самый настоящий предатель. Он непросто не позволил эшелону, стоявшему на путях между двумя составами с топливом, двигаться вперед, самое страшное, что он указал фашистским летчикам, кого бомбить.

Еще об одном предательстве в тылу рассказывал Леонид Левицкий — санитар ВСП. Недалеко от Васильевского аэродрома была организована погрузка раненых на поезд, на котором он служил. В то время, когда работники санитарного состава готовились к транспортировке пострадавших, в небе появились два самолета: наш и фашистский. Немецкому истребителю удалось сбить советского летчика прямо над аэродромом. Позже раненого пилота доставили к поезду. Леонид Семенович вспоминал, что в тот момент, когда вражеский самолет уже развернулся улетать, с земли была запущена зеленая ракета. Местный житель, стоявший рядом с железнодорожными работниками, предупредил их, чтобы не ночевали в вагонах, так как это был сигнал, указывавший на местонахождение военных поездов. Он оказался прав, в семь часов утра следующего дня ВСП № 1078 был атакован восемнадцатью бомбардировщиками.

Медицинские пункты любого фронта просто не могли обходиться без помощи военно-санитарных составов. Их формирование требовало колоссальных денег, поэтому в ход шли средства граждан в том числе. За годы войны им удалось транспортировать и спасти миллионы пострадавших. Это были те же госпитали, только на колесах, где неустанно, без сна и отдыха, медицинские работники выполняли свой долг, спасая раненых.

Опубликовано 4 года назад. Просмотров с момента размещения на сайте 13115


Также, Вас может заинтересовать:

Рубрика записи: Скачать
Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, на подачу и уборку вагонов
За 7 лет с момета публикации, статью прочитали 12134 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Интересные факты
Уникальная «Железная дорога жизни» через Ладогу
За 1 год с момета публикации, статью прочитали 791 раз(а)
У записи пока нет комментариев
Рубрика записи: Важно знать
Установка рельсовых стяжек в кривых
За 1 год с момета публикации, статью прочитали 1598 раз(а)
У записи пока нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.