На прямых участках путь не должен иметь видимых искривлений. Кроме того, обе рельсовые нити должны быть точно параллельны друг другу. Проверка положения рельсовой колеи в плане на прямых участках пути осуществляется с помощью оптических приборов, на путях с малыми скоростями и путях необщего пользования допускается без приборов, на глаз с достаточной точностью.
Если на прямом участке пути обе рельсовые нити отклоняются от оси, то такие места исправляют рихтовкой пути в ту или другую сторону. При искривлении в плане одной рельсовой нити, что возможно при уширении или. сужении колеи, путь исправляют перешивкой.
Постановка пути на ось (рихтовка) производится звеном рабочих из 4—5 человек при помощи специального инструмента — рихтовщиков. Железнодорожные рихтовщики бывают нескольких видов, ручной РПР (чекварка), винтовой РПВ, гидравлический ГР.
На рис. 1, а показан рихтовщик гидравлический ГР-16. Он состоит из гидронасоса, закреплённого под наклоном на корпусе. При накачке давления масла, в цилиндр по каналу нагнетается масло. Под давлением масла поршень перемещается и упирается в шейку рельса. Происходит смещение рельса, рихтовка. Для возвращения поршня в исходное положение служит спускной клапан, который связывает рабочий канал с масляным резервуаром. Лом-рукоятка предназначается также для подготовки места установки прибора и его переноски.
Чтобы отрихтовать путь в ту или иную сторону, прибор устанавливают между шпалами (рис. 2), с наклоном оси цилиндра к горизонту до 35°.
Рихтовка производится по одной рельсовой нити, причём в кривых частях пути за рихтовочную принимают наружную нить. На прямых за рихтовочную принимают правую по счёту километров нить, а на двухпутных участках — междупутную нить, если они обе находятся в одном уровне. Если же одна рельсовая нить на прямом участке пути уложена на 4 мм выше другой, то за рихтовочную принимают пониженную нить.
Рихтовку лучше производить в пасмурные дни, а в солнечные— утром и вечером по направлению солнечных лучей.
При рихтовке гидравлические приборы устанавливают на обеих рельсовых нитях. Если число приборов нечётное, то большую часть их устанавливают на переднюю рельсовую нить по направлению сдвижек.
Гидравлические приборы устанавливают на каждой рельсовой нити через 4—5 шпальных ящиков. Для уменьшения сопротивления сдвигу торцы шпал с тех сторон, куда сдвигается путь, отрывают. В местах установки приборов делают углубление между шпалами. После этого подводят поршни с упорами под головки рельсов и качанием рукояток приборов сдвигают путь по указанию бригадира с некоторым запасом на упругое отжатие после снятия давления в приборах.
Рихтовка производится строго одновременно всеми приборами, отключают их по очереди, чем предупреждается смещение пути в обратную сторону. При этом сначала отпускают задние по направлению сдвижки приборы, затем засыпают балластом с уплотнением торцы у сдвинутых шпал и лишь после этого отпускают передние приборы. При плотно утрамбованном балласте под опорной плитой прибора за одну установку путь можно сдвинуть до 40—50 мм.
Визирование при рихтовке прямых участков пути и стрелочных переводов производится при помощи оптических приборов типа ПРП или ПРПМ, имеющих зрительную трубу, измерительную и раздвижную рабочую рейки (рис. 3). Этот прибор применяется также при подъёмке и выправке просадок пути.
Порядок рихтовки пути с применением оптического прибора состоит в следующем: руководитель работ просматривает в бинокль рихтовочную рельсовую нить на длине примерно 200 м, выбирает на ней крайние точки рихтуемого участка (рис. 4). На одной из них (в точке 1) устанавливают на головку рельса зрительную трубу, а на другой, (в точке 2) — измерительную рейку.
Для передвижки пути в точке А (см. рис. 4) рабочую рейку ставят в точке 3 на головку рельса и производят сдвижку до тех пор, пока вертикальная нить трубы не совместится с условной вертикальной линией, проходящей через вертикальные углы нижнего черного ромба рабочей рейки.
При работе на протяжённых участках целесообразно пользоваться несколькими рабочими рейками, которые предварительно устанавливают в точках наибольшего удаления рельсовой нити от оси визирования.