Экономика не стоит на месте, и любое производство постоянно расширяется, строится и перестраивается. В связи с этим появляется необходимость в пересечении действующих железнодорожных путей, новыми подземными инженерными коммуникациями.
Чтобы пересечь железнодорожный путь, не затронув конструкцию верхнего строения пути, а значит без остановки движения поездов по нему, используют закрытый способ. Метод горизонтально направленного прокола.
Строительство таких переходов инженерных сетей через действующие железнодорожные пути относится к работам повышенной опасности. Поэтому нужно отнестись к этому делу серьёзно, и основательно подготовиться.
Для начала, специализированной организацией должен быть разработан проект на устройство перехода под железнодорожным путём, методом горизонтально-направленного прокола.
Технические условия определяют ряд норм, обязательных для строительной организации при выполнении прокола под железной дорогой:
- инженерные сети прокладываются в защитном футляре. Концы футляра должны быть выведены на расстоянии не менее 10 м от подошвы откоса насыпи или бровки откоса выемки. Верх защитного футляра должен быть расположен на глубине не менее 1,5 м ниже дна водоотводного сооружения (или подошвы насыпи);
- устройство перехода в теле насыпи запрещается;
- перед началом работ необходимо отшурфить вручную все имеющиеся кабели. Рабочий и приемный котлованы должны быть расположены за пределами охранной зоны кабелей;
- на период проведения строительных работ на железнодорожном пути должны быть установлены страховочные пакеты по ТУ 901-96 Мосгипротранса;
- все работы по проколу проводятся только в присутствии и под контролем представителей собственника железнодорожного пути, которые должны быть уведомлены не менее чем за 3 суток до начала работ;
- организация, выполняющая работы по переходу, несет полную финансовую ответственность за повреждение инфраструктуры при производстве работ, в случае нарушения выданных требований;
- до начала производства работ необходимо заключить с соответствующим подразделением договор субаренды земельных участков полосы отвода железнодорожного пути, используемых для прокладки инженерных сетей;
- запрещается производство работ по устройству прокола в сложных метеоусловиях.
Для подготовки к началу производства работ, строительной организации, (подрядчику) необходимо подготовить пакет документов. Таких, как:
- Проект производства работ (ППР).
- Мероприятия по обеспечению безопасных условий труда.
- Протокол заседания по проверке знаний охраны труда, свидетельство об окончании курсов повышения квалификации по специальности «Обеспечение безопасности движения при производстве строительно-монтажных работ в охранной зоне железной дороги».
Затем, если это железнодорожный путь общего пользования, представить эти документы в структурное подразделение ОАО «РЖД», и на основании Положения «О взаимодействии между ОАО «РЖД» и подрядными организациями в сфере охраны труда» от 1 октября 2009 г. и Распоряжением от 27 февраля 2012г. №395Р. «Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД». Получить АКТ-допуск для производства строительно-монтажных работ.
Если этот железнодорожный путь необщего пользования, то АКТ-допуск следует запрашивать у собственника этого железнодорожного пути.
Тема актуальна как некогда для регионов, где сейчас идёт бурное развитие экономики. Железнодорожные пути были проложены еще при СССР, в 90-х всё приватизировали, бумаг, изысканий конечно же не сохранилось. Работы эти достаточно сложные и дорогостоящие, особенно в местах с мягкими грунтами, близким расположением водоносных слоев или выходом наружу подземных вод. В этой статье очень доходчиво изложен алгоритм работ.