
На железной дороге очень остро стоит проблема борьбы с трещинами на шпалах. В качестве наиболее эффективного метода чаще всего выбираются забивные торцевые скобы. Наблюдения показывают, что дефекты в виде растрескивания свойственны твердым лесным породам. Что касается железнодорожного полотна, находящегося в сухом климате, то здесь применяются аналогичные скобы и для мягкой древесины. Их внешний вид определяется следующими параметрами: длина от 12,7 до 15,2 см; материал — полосное железо, ширина которого до 19 мм; заострение с одной из сторон.
В процессе изготовления используют гладкое или волнистое железо. Внешний вид напоминает буквы S, U, а также С. От формы зависит и название S- или С-образные скобы. Если диаметр шпал небольшой, то достаточно по одной с каждого бока, в противном случае — забивается по две. Железнодорожники расходятся во мнении о времени забивки скоб. Это делают или при выкладывании на сушки, или сразу при появлении трещин, или же через время после начала просушивания.
Второй вариант борьбы с трещинами — шпальный сжим. Он выглядит, как два стержня. С одной стороны у него головка, с другой — зубья. Их длина равна половине стержня. В шпале делается горизонтальное сплошное отверстие. В него вставляется сжим и сдавливается, за счет сцепления зубцов сохраняется целостность. При наличии трехсторонних трещин применяют обвязку стальным прессом и сдавливание прессом. Реже используются болты.
Восстановление покрытием
Ведутся исследования и рассматриваются возможности, а также эффективность покрытия шпал изолирующем слоем. Варианты изоляции:
- мастика, предотвращающая растрескивание;
- антисептик;
- разогретый битум.
Но даже без подтвержденных результатом и окончательных исследований можно говорить о продлении срока службы шпал на пять — десять лет.
Борьба с механическим износом
Из прочих испытанных способов надо отметить нанесение на шпалы рельсовых подкладок, имеющих значительную площадь опоры. Второй метод — сохранение целостности за счет нанесения на верхнюю постель шпалы, под подкладку, синтетического каучука. Также эффективно обрабатывать подрельсовое сечение химией с обжатием и подогревом. Результативно делать врезки или вкладыши из твердых древесных пород. Использование клея приводит к негативным результатам, так зимой он приходит в негодность, хотя в теплое время защищает от грязи и влаги.
На путях необщего пользования никто не станет ремонтировать шпалы. И честно говоря на РЖД тоже такой ерундой не страдают.