Вариант доставки экспортных грузов по железной дороге с дальнейшей их перевалкой на морские или речные суда в нашей стране очень востребован из-за его относительной дешевизны (например, по сравнению с авиаперевозками), возможности транспортировать очень большие объёмы товаров. Пусть в меньших объёмах, но достаточно значительное количество импортных грузов в портах из судов переваливается в вагоны РЖД. Из-за того, что вывоз товаров из страны превышает ввоз, то на ближайших к портам сортировочных станциях скапливается огромное количество разгруженных вагонов. Вдобавок к ним здесь же ждут своей очереди на разгрузку гружёные составы.
Скопление вагонов на приграничных станциях и в портах препятствует нормальной работе железнодорожного и морского транспорта, в связи с чем приходится вводить ограничения на пропуск составов в каком-либо направлении. Потоки грузов в тот или иной порт централизованно регулируются совместными решениями Росморречфлота и МПС России. Росморречфлот оценивает возможности конкретного порта по объёму груза, который тот сможет принять, и даёт заявку железнодорожникам на приём возможного количества груза. При оформлении заявки обязательно учитывается количество скопившихся вагонов на припортовых сортировочных станциях.
Особенностью экспортно-импортных перевозок грузов по железной дороге до портов и в обратном направлении является использование нормативов не только СМГС (международное соглашение, регулирующее железнодорожные перевозки), но и внутригосударственных правил сообщения. Очень удобна возможность оплачивать транспортные услуги не только в рублях, но и в любой конвертируемой валюте.
Во взаимодействии различных служб железной дороги и портов по доставке международных грузов нарабатываются современные логистические технологии, позволяющие сократить простои железнодорожных составов и задержку морских или речных судов в портах. Помогает управлять грузопотоком на сортировочных станциях в направлении портов и в обратную сторону автоматизированная система «порт — ЖД станция».
На перевозку грузов оформляется накладная СМГС. Оформление документации идёт по нормам и указаниям, разработанным для каждого вида груза. В документе в обязательном порядке указывается пункт назначения — страна, наименование порта и данные экспедитора, который займётся дальнейшей транспортировкой груза водным путём, наименование организации-перевозчика, данные грузоотправителя.
Грузоотправитель должен отметить в документе, что после выгрузки с вагонов, груз вывозится морским или речным путём таким-то судном. Экспедитор, в свою очередь, в накладной делает отметку, что груз отправлен из такой-то страны, и отмечает порт, из которого экспортируется товар.