Деревянные шпалы
Деревянные шпалы предназначены для восприятия нагрузок от рельсов, которые передаются от подвижного состава. Они упруго перерабатывают эти нагрузки и передают их на балластный слой, при этом обеспечивая постоянство ширины колеи.
Изготавливаются деревянные шпалы из различных древесных материалов, таких как сосна, ель, пихта, лиственница и бук. По форме поперечного сечения шпалы могут быть обрезными (А), у которых обработаны все четыре стороны, и необрезными (Б), у которых обработаны только две противоположные стороны, называемые постелями.
Шпалы классифицируются на разные типы: обрезные – IА, IIА, IIIА; необрезные – IБ, IIБ, IIIБ. Шпалы первого типа используются в главных путях, второго типа – в станционных и подъездных, а третьего типа – в малодеятельных подъездных путях, принадлежащих промышленным предприятиям.
Длина шпал всех типов составляет 2750 мм. По запросу Министерства путей сообщения для участков с высокой грузонапряженностью производятся шпалы длиной 2800 мм. Деревянные шпалы и брусья, находящиеся в пути, признаются негодными и подлежат замене в случае наличия дефектов, мешающих нормальному прикреплению рельсов и поддержанию стабильной ширины колеи.
Для контроля состояния и учета сроков службы деревянных шпал и брусьев в год их укладки на них ставят клейма. Используются одностержневые клейма, на которых выбиты две выпуклые цифры, обозначающие год укладки. Клейма размещаются на верхней постели шпал и брусьев в первой трети (по ширине постели) от боковой грани на расстоянии 1 м от торца.
Железобетонные шпалы предназначены для колеи шириной 1520 мм и используются с рельсами типов Р50, Р65 и Р75. Они изготавливаются с применением предварительно напряженной арматуры, в качестве которой используется проволока диаметром 3 мм. Это решение способствует снижению образования трещин в бетоне.
Железобетонные шпалы
Железобетонные шпалы предназначены для колеи шириной 1520 мм и используются с рельсами типов Р50, Р65 и Р75. Они изготавливаются с применением предварительно напряженной арматуры, в качестве которой используется проволока диаметром 3 мм. Это решение способствует снижению образования трещин в бетоне.
Существует три типа шпал:
Ш1-1— предназначены для современных конструкций клеммно-болтового скрепления типа КБ;
Ш1-2 — используются для более ранних вариантов конструкций КБ;
Ш2-1 — подходят для нераздельных клеммно-болтовых скреплений типа БП.
Каждая шпала имеет массу 265 кг. В новых шпалах допускается отсутствие трещин, пустот вокруг проволок на торцах, а также наплывов бетона в вертикальных каналах для закладных болтов. При производстве на верхней поверхности каждой шпалы (рис. 3.10) вдавливанием в бетон наносят товарный знак завода и год выпуска (последние две цифры). В концевой части шпалы несмываемой краской указывается номер партии и клеймо ОТК.
Несоблюдение технологии производства железобетонных шпал, неосторожное обращение с ними при погрузке, перевозке и выгрузке, а также нарушение правил укладки и обслуживания в пути могут привести к образованию трещин, отколов и другим дефектам, что, в свою очередь, сокращает срок службы шпал.