Конструкция и размеры балластной призмы являются важными аспектами при ее проектировании и эксплуатации. Балластный слой укладывается и поддерживается согласно утвержденным типовым профилям.
Таблица 3.8 указывает толщину слоя щебня, которая принята при наличии песчаной подушки высотой 20 см. Если вместо песчаной подушки используется карьерный гравий, асбест или ракушка, при этом высота подушки составит 25 см, толщину слоя щебня необходимо уменьшить на 5 см.
По конструкции балластная призма может быть однослойной, двухслойной и трехслойной. Однослойная призма формируется в случае использования одного и того же материала для отсыпки, который применяется для устройства подушки. Двухслойная призма возникает, когда использовать разные материалы для балласта под шпалами и подушки. Трехслойная призма обычно устраивается при выполнении ремонтов железнодорожного пути, когда асбестовый балласт укладывается на уже существующий слой щебня.
Крутизна откосов балластной призмы при любых видах балласта составляет 1:1,5, а для подушки — 1:2. Поверхность балластной призмы располагается на 3 см ниже верхней части деревянных шпал и на одном уровне с верхом средней части железобетонных шпал. Планировка поверхности асбестового балласта должна быть выполнена таким образом, чтобы обеспечить отвод воды с пути и междупутий.
На кривых участках балластная призма должна быть устроена с учетом возвышения наружного рельса. Толщина балластного слоя под внутренним рельсом должна оставаться такой же, как на прямых участках. При радиусах кривых менее 600 метров балластная призма расширяется с наружной стороны на 0,1 метра.
В случае трехслойной балластной призмы толщина слоя асбестового балласта толщина слоя из асбеста должна быть не менее 10 см. под шпалой. Если на этих путях планируется применение ВПО, то толщина балластного слоя под шпалой должна быть увеличена до 20 см.
Укладка железобетонных шпал допускается только на щебёночный и асбестовый балласт.
Ширина плеча балластной призмы не должна быть менее 25 см.