Одной из самых распространённых причин схода подвижного состава с железнодорожного пути является провал колёсной пары между рельсами. Это происходит по нескольким причинам; усталости шпал, не равномерном износе рельсов, повышенной нагрузкой от колёсных пар вагонов на рельсовую нить железнодорожного пути.
Все эти причины особенно актуальны на участках ж/д путей с радиусом кривой менее 300 метров и с осевой нагрузкой свыше 294 кН. Как правило это железнодорожные пути III категории, пути необщего пользования, железнодорожные пути промышленных и добывающих предприятий.
Повышенные нагрузки в рельсовой колее возникают потому как рельсы, изогнутые для образования радиуса, находятся в напряженном состоянии. К этому добавляется повышенная нагрузка от колёс, возникающая при движении состава по кривой. Центробежные силы выталкивают опорный рельс наружу, оказывая на него очень большое давление, направленное от центра кривой.
Конечно же, чтобы уменьшить нагрузки от центробежных сил, ограничивают скорость по этим участкам железнодорожного пути, но часто этого недостаточно. Нужны дополнительные меры и устройства, чтобы удерживать колею в нормативных значениях. Для этого используют стяжные устройства (рельсовые стяжки).
Конструкция рельсовых стяжек устроена так, что позволяет с лёгкостью установить её и настраивать на необходимую ширину рельсовой колеи. А при необходимости, отрегулировать до нужных параметров ширины колеи.
С обеих концов, стяжка имеет захватывающие устройства. С их помощью крепятся к подошве рельса. Расстояние между захватами рельс, а вследствие и ширина колеи регулируется резьбовым соединением.
Количество рельсовых стяжек принимают по таблице:
Радиус кривой, м | Тип рельсов | Число шпал на 1 км, шт. | ||
1600 | 1840 | 2000 | ||
до 200 | Р50, Р65, Р75 | 10/20 | 10/23 | 10/25 |
св. 200 до 300 | Р50 | 7/15 | 8/15 | 8/17 |
Р65, Р75 | 5/10 | 5/11 | 6/17 |
В числителе данные для рельсов 12,5 м, а в знаменателе значение для рельсов 25 м.
Если путь централизирован, на захватки устанавливают изолирующие прокладки, тем самым конструкция металлических стяжек обеспечивает изоляцию рельсовых цепей.