
Содержание и использование полосы отвода должно отвечать установленным в рамках действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации градостроительным, экологическим, санитарно — гигиеническим, противопожарным и иным требованиям.
Границы полос отвода устанавливают территориальные органы Государственного земельного комитета совместно с железными дорогами.
В рамках законодательства РФ, уполномоченные органы могут производить изменение размеров и границ полосы отвода, изымать не использующиеся на данный момент земельные участки, а также пересматривать их категории.
Относящиеся к землям железнодорожного транспорта свободные участки полосы отвода в законодательном порядке могут быть предоставлены в срочное пользование организациям и физическим лицам в целях ведения сельского хозяйства, устройства складов и погрузочных площадок, оказания пассажирских услуг и т.д.
Не занятые служебными наделами рабочих и служащих железнодорожного транспорта, свободные земельные площади в полосе отвода могут предоставляться под посевы сельскохозяйственных культур. Их распределение производится соответствующими управлениями при согласовании с железнодорожными отделениями. Изъятие и предоставление землепользователям свободных земельных площадей осуществляются управлениями сельского хозяйства при участии заинтересованных землепользователей и представителей железнодорожных управлений. Содержание полосы отвода должно происходить согласно требованиям соответствующей Инструкции Министерства путей сообщения.
Если железнодорожные пути проходят по сельскохозяйственным землям, полоса отвода должна регулярно очищаться от сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности, ее уборка обеспечивается соответствующими подразделениями железных дорог. Ответственными лицами в данном случае являются начальники дороги, отделений, дистанций защитных лесонасаждений, дистанций пути и хозяйственные единицы, в чьем ведении они находятся и т.д.
В службах пути железных дорог хранятся постоянно, акты на право пользования землей и планы утвержденной полосы отвода.
Еще в полосе отвода, без дополнительного согласования не разрешается строить какие-либо сооружения или здания, в т.ч. временного характера. Разрешенный режим полосы отвода включает лишь временное хранение материалов, необходимых для ремонта либо обслуживание жд путей. И если вдруг необходимо размещение времянки для рабочих, для этих целей лучше использовать вагончик на колесах в виде автоприцепа, он под категорию временного сооружения не подпадает, а значит и штраф не грозит.