Аварийная ситуация при транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом – это нестандартная ситуация, отличающаяся от нормальных условий транспортировки опасного груза связанная с повреждением транспортировочной тары, утечкой, просыпкой опасного вещества, возгоранием, и другим причинами, которые могут привести или уже привели к катастрофическим последствиям в виде пожара, взрыва, разрушением инфраструктуры, гибели людей или животных.
В таких ситуациях важны оперативные действия работников железнодорожного транспорта и специализированных аварийных подразделений, чьи действия обязаны соответствовать масштабу и характеру аварии. Обязательно должны учитываться свойства этих грузов. Их пожароопасность, взрывоопасность, токсичность, окисляющие способности и пр. Исходя из этих показателей принимаются меры безопасности и профилактики.
Основные опасные свойства груза, которые могут возникнуть при его транспортировке, а также меры безопасности, которые необходимо соблюдать при ликвидации аварий, связанных с опасными грузами, обязательно должны быть отражены в аварийных карточках.
Содержание аварийных карточек:
Перечень СИЗ (Средств Индивидуальной Защиты) и указания по их применению;
Перечень и порядок действий при аварийной ситуации: (общего характера; при разливе, утечке или россыпи; при пожаре)
Перечень мер для нейтрализации последствий;
Указания по оказанию первой помощи.
Если опасный груз сопровождают проводники – специалисты отправителя или грузополучателя, то в случае возникновения аварийной ситуации они обязаны принять все необходимые меры по предотвращению угрозы жизни и здоровья людей, заражению и загрязнению окружающей среды, повреждению железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного состава, других грузов. Незамедлительно должна быть установлена возможность дальнейшего следования, и в случае невозможности движения совместно с локомотивной бригадой обеспечить меры по прекращению движения, маневровых работ и к полному ограничению нахождения посторонних лиц в опасной зоне;
После визуального обследования места происшествия доложить об аварии и принимаемых действиях по обеспечению мер безопасности: на перегоне — машинисту локомотива, на станции — дежурному по станции;
По прибытию на место аварии специальных пожарных и аварийно-восстановительных подразделений доложить их командованию о состоянии груза, железнодорожного состава и принятых мерах по обеспечению безопасности при ведении аварийно-восстановительных и спасательных работ. Сопровождающие груз проводники принимают активное участие в принятии решений и согласовывают все мероприятия по ликвидации последствий аварийной ситуации, предпринимаемые спасателями и ликвидаторами.
Пожарные и восстановительные поезда направляются в порядке, регламентированным железнодорожной инфраструктурой. Они осуществляют ликвидацию аварии в пределах своих технических возможностей. При необходимости в составе этих спецпоездов могут быть санитарные вагоны с необходимым медицинским оборудованием.
Для устранения последствий аварии с опасными грузами могут быть привлечены средства и силы грузоотправителей или грузополучателей. После получения таких требований от железной дороги, они должны быть незамедлительно направлены, и прибыть в возможно короткий срок на место происшествия.
Согласно действующего законодательства Российской Федерации на ликвидацию аварии, связанной с транспортировкой опасных грузов по железной дороге, могут быть привлечены региональные аварийно-спасательные службы по запросу местного отделения железной дороги.
Кроме этого, к устранению последствий аварии, привлекаются формирования и подразделения, входящие в местную Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Указом президента РФ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут быть привлечены Вооружённые Силы Российской Федерации.
Предприятия грузоотправители и грузополучатели обязаны обеспечить нейтрализующими веществами подразделения, участвующие в ликвидации аварии и её последствий.