За состоянием земляного полотна, а также водоотводных, укрепительных и других сооружений осуществляется надзор в виде регулярных осмотров. Квалифицированные монтёры пути проводят инспекции земляного полотна в ходе проверок, которые выполняются по указанию дорожного мастера согласно установленным на дистанции правилам.
На участках земляного полотна, где фиксируются постоянные просадки и другие нарушения, вводится круглосуточное наблюдение, в которое могут входить монтёры пути. О любых выявленных неисправностях или признаках нестабильности земляного полотна монтёр пути немедленно уведомляет дорожного или старшего дорожного мастера. В случае возникновения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, он принимает меры по ограждению опасного участка с помощью сигналов остановки.
Ключевыми признаками неустойчивости земляного полотна являются: просадки или смещения пути, трещины и выпучивания откосов.
При выраженном развитии просадок проверка положения пути осуществляется после прохода каждого поезда, а скорость на таких участках ограничивается.
Основной причиной нарушения устойчивости земляного полотна, как правило, является его насыщение водой. Для эффективного отвода поверхностной воды проводится ряд мероприятий: с обочин земляного полотна удаляются наслоения старого балласта, грунта и грязи, а обочины формируются с уклоном от пути; регулярно очищаются лотки, кюветы и канавы; устраняются трещины, размывы и впадины на откосах.