
Организация грузовой работы на железнодорожном транспорте — это ёмкий процесс. Он объединяет в единый поток операции с мест общего и необщего пользования.
К местам общего пользования относятся крытые и открытые склады, а также специально выделенные участки на территории железнодорожной станции, которые принадлежат железной дороге. Эти площадки используются для погрузки, выгрузки, сортировки и хранения грузов, багажа и грузобагажа.
К местам необщего пользования можно отнести прирельсовые склады и участки, которые находятся как на территории железнодорожной станции, так и вне её, но не принадлежат железной дороге либо находятся в аренде. Эти участки также служат для операций по погрузке и выгрузке грузов.
Более 80 % грузов, предназначенных для перевозки, обрабатываются на путях предприятий и организаций, которые интегрированы в общую сеть железных дорог с непрерывной рельсовой колеёй. Такие пути называются подъездными или путями необщего пользования. Условия взаимодействия железной дороги с предприятиями, имеющими подъездные пути, а также правила перемещения и уборки вагонов регулируются специальными договорами на эксплуатацию этих путей.
Для оптимизации работы локомотивов и вагонов, сокращения их простоя, ускорения погрузочно-разгрузочных процессов и достижения экономической эффективности, функционирование подъездных путей на предприятиях и станциях примыкания осуществляется по согласованному технологическому процессу. Эта технология обработки вагонов синхронизируется с производственным ритмом на предприятии. В этих же целях внедряется совместное использование погрузочно-разгрузочных механизмов и другого оборудования, находящегося как на станциях, так и на подъездных путях.
Перед отправкой грузов на станции или предприятиях проводится их подготовка, которая включает проверку качества упаковки и состояния продукции. Работники железнодорожного транспорта проверяют техническое состояние вагонов, включая их узлы, тормозные системы, автосцепные устройства и кузова. Грузоотправители или перевозчики, в свою очередь, осуществляют коммерческую проверку вагонов, чтобы гарантировать сохранность перевозимого груза.
Приём грузов для перевозки осуществляется как на станциях общего, так и на необщего пользования. В процессе приёма помимо самого груза выполняются такие операции, как подготовка и взвешивание, оформление необходимых документов для перевозки, взимание плат за провоз и сборы, пломбирование вагонов, а также временное хранение грузов на станциях. Оформление документов происходит на станциях в рамках нецентрализованных расчётов, а при централизованных расчётах — в структурных подразделениях Центральной финансово-транспортной организации (ЦФТО).
Грузы доставляются с использованием грузовых поездов стандартной скорости или в ускоренных поездах, которые применяются для транспортировки скоропортящихся товаров и живности с повышенным тарифом. Кроме этого, допускается перевозка грузов с пассажирской скоростью в багажных вагонах пассажирских составов или в специализированных почтово-багажных поездах.
Для каждой отправки, будь то полновагонная или мелкая, а также для целого маршрута или группы вагонов, грузоотправитель составляет накладную — главный документ для грузовой перевозки. Эта накладная сопутствует грузу на протяжении всего его пути и в конечной точке назначения передаётся грузополучателю вместе с самим грузом.
Грузы проходят подготовку к транспортировке средствами отправителя и предъявляются приёмосдатчику в пункте погрузки вместе с накладной. Приёмосдатчик проверяет упаковку и отправительскую маркировку, в которой указаны получатель и его адрес. Затем он регистрирует груз и наносит на него железнодорожную маркировку, в которой указано наименование груза, количество мест, станция и железнодорожная дорога отправления.
В товарной конторе станции вычисляют провозную плату, которую затем записывают в накладную в соответствии с установленными тарифами. Наряду с этим железные дороги могут взимать дополнительные сборы за погрузку, выгрузку, взвешивание и подачу вагонов на подъездные пути. Часто провозная плата рассчитывается и взимается централизованно.
На основании накладной в товарной конторе формируется дорожная ведомость, которая необходима для учёта и отчётности по выполнению плана перевозок, а также для отчёта о прибытии грузов и взыскания провозной платы. Для каждого загруженного вагона приёмосдатчик составляет вагонный лист, который содержит информацию о вагонах и отправках груза с указанием номеров накладных. Этот документ используется для проверки наличия груза при выгрузке и подсчёта массы грузов в вагонах при определении общей массы поезда.
Документы для грузовых перевозок отправляются в станционный технологический центр (СТЦ), где для каждого сформированного состава создаётся поездной документ — натурный лист. В этом документе фиксируются номер поезда, станция, на которой он был сформирован, станция назначения, номера вагонов в порядке их расположения, масса и длина поезда, а также другие необходимые данные. Натурный лист служит для оформления приёма и сдачи поездов, обработки грузовых документов, а также для расформирования и формирования составов на участковых станциях.
Современные железные дороги активно используют автоматизированную систему для централизованной подготовки и оформления документов. Система ЭТРАН (электронная транспортная накладная) позволяет перейти на безбумажный документооборот и упрощает взаимодействие с пользователями, получающими услуги по грузовым перевозкам.
На железных дорогах также транспортируются опасные грузы, которые разделяются на группы в зависимости от их чувствительности к тепловым и химическим воздействиям, включая взрывчатые материалы и сжатые или сжиженные газы. Для каждой из этих категорий установлены специальные условия перевозки, которые необходимо строго соблюдать.
Перевозка грузов в контейнерах стала широко использоваться на железнодорожном транспорте, а также в комбинированных железнодорожно-автомобильных и железнодорожно-водных маршрутах. Контейнерный парк включает универсальные контейнеры, а также специализированные для транспортировки скоропортящихся, наливных и прочих грузов, которые принадлежат грузоотправителям. Наблюдается рост перевозок в крупнотоннажных контейнерах, вес которых составляет 20 тонн и более.
Контейнеры, предварительно загруженные на складах отправителей, доставляются автомобилями на станцию, где происходит их перегрузка с помощью кранов на контейнерную площадку. Затем контейнеры помещаются на железнодорожные платформы для дальнейшей транспортировки. По прибытию на конечную станцию контейнеры снова перегружаются на контейнерную площадку или на автотранспорт, который доставляет их к складам получателей.
На некоторых железнодорожных маршрутах функционируют специальные контейнерные поезда, которые отличаются легким весом и высокой скоростью. Эта технология позволяет сократить время доставки грузов в Европу на 10—15 дней по сравнению с Трансокеанским морским маршрутом. Конкурентоспособность Транссиба продолжает расти благодаря внедрению технологий контейнерных перевозок, таких как использование блок-поездов, развитие хабов и создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры вдоль всего маршрута. В планах стоит организация сбалансированной сети для контейнерных перевозок.
В настоящее время контейнерные станции оснащены мощными кранами с особыми захватными механизмами, которые помогают автоматизировать процесс загрузки и выгрузки контейнеров. На рядах железных дорог уже внедрены автоматизированные системы и вычислительная техника для управления контейнерными перевозками. Для этой цели была разработана автоматизированная система АСУ «Контейнер», которая отвечает за планирование, учет и управление контейнерными перевозками на уровне всей сети. Важной частью этой системы является Автоматизированная система управления контейнерным пунктом (АСУ КП), нацеленная на автоматизацию ключевых функций работы сотрудников контейнерного пункта в сфере грузовой и коммерческой деятельности. Предназначена она для улучшения управления грузоперевозками в контейнерах с целью оптимизации простоя подвижного состава на станциях, ускорения обработки перевозочных документов и повышения качества работы по актам и розыску. В рамках данной системы реализована единая контейнерная транспортная схема, которая обеспечивает доставку грузов массой брутто 20 и 30 тонн от склада отправителя до склада получателя.
В последние годы для повышения объёмности контейнеров начали использовать крупнотоннажные контейнеры брутто массой 24 тонны вместо прежних 20-тонных, что привело к увеличению высоты контейнеров с 2438 до 2591 миллиметра. На железнодорожном транспорте активно применяется перевозка упаковочных грузов в пакетах, а также их перегрузка в схемах «вагон-автомобиль». Использование пакетов помогает сократить затраты на перевозки на 15-30% и увеличить производительность труда в погрузочно-разгрузочных работах в 3-4 раза.
Особое внимание при перевозке уделяется сохранности грузов и их своевременной доставке получателям. Установлены сроки доставки, зависящие от категории груза, способа, вида и расстояния перевозок. В случае задержки по вине железной дороги в подаче вагонов для погрузки и выгрузки, а также в сборе вагонов с мест погрузки и выгрузки, железная дорога обязана выплачивать штрафы грузополучателям и грузоотправителям.
Для осуществления грузовых операций и хранения товаров железные дороги располагают комплексом оборудований и сооружений, включающих крытые склады, площадки для контейнеров и сыпучих грузов, весовые установки и многое другое. Для погрузки и разгрузки грузов, транспортируемых в контейнерах, на поддонах и в ящиках, а также на открытых платформах и площадках, используются автопогрузчики, тогда как в крытых складах применяются вилочные электропогрузчики.
На открытых платформах и площадках также устанавливаются стреловые, козловые и мостовые краны. Краны, предназначенные для работы с сыпучими грузами, оснащены грейферами, а для пакетов, штучных грузов и контейнеров — автоматическими захватами и специализированными устройствами.
При проведении грузовых и коммерческих операций важно соблюдать требования техники безопасности, которые прописаны в соответствующих правилах и рекомендациях. Переход к рыночной экономике привёл к изменениям в организации грузовой и коммерческой деятельности, ориентированных на повышение конкурентоспособности железных дорог по сравнению с другими транспортными системами.
В условиях рыночного взаимодействия в организацию грузовой работы всё активнее внедряются методы маркетинга, менеджмента и транспортной логистики, о которых будет рассказано ниже.

Меню 




