Главная » Важно знать » Верхнее строение железнодорожного пути

Верхнее строение железнодорожного пути

В этой статье коротко описаны основные составляющие любого железнодорожного пути. Описание, применение, основные требования.

  1. Рельсы.

 Предназначены для направления колес движущегося состава, восприятия, переработки и передачи нагрузки на основание. На участках с электрической тягой играют роль электропроводников.

Определение типа рельса зависит от массы рельса длинной 1,0 метр, округленное значение ставится после буквы Р. На данный момент в основном используются рельсы Р-65 и Р-75. (Хотя на подъездных путях ещё можно встреть рельсы типа Р-50 и даже Р-43.)


Масса, особенности изготовления, очертание, качество стали рельс тесно взаимосвязаны и зависят напрямую от скорости движения состава и нагрузки на рельс колесных пар.

     Основные требования к рельсам: — Прочность (возникающие в рельсах напряжения изгиба и кручения не должны превышать допустимых значений)

— Долговечность (износостойкость, высокая твердость)

Чтобы обеспечить лучшую износостойкость и долговечность для изготовления рельс используют мартеновскую высокоуглеродистую сталь, подвергшуюся герметической обработке путем закалки в масле с последующим печным отпуском. Твердость поверхности головки должна быть в пределах 341-388 НВ, подошвы и шейки не больше 388 НВ по Бринеллю.

Увеличение сроков службы рельсов производится путем периодической шлифовки в пути (применяются рельсошлифовальные механизмы и поезда с абразивными кругами) или острожки старогодних рельсов на рельсосварочных предприятиях.

  1.  Рельсовые стыки

      Рельсовыми стыками называются места соединения рельсов между собой.

Различают 3 вида стыков:

— Болтовые (на концах рельс, перекрытых накладками оставляются зазоры, для изменения длинны при изменении температуры)

— Клееболтовые (накладки приклеиваются и стягиваются болтами к рельсам)

— Сварные

     Эксплуатационные сроки скреплений непосредственно связаны со сроком службы рельс, при замене рельс проверяют и рельсовые скрепления. Их сроки службы  зависят от нагрузок на стык, скорости движения проезжающих составов и климатических условий.

  1. Промежуточные рельсовые скрепления

      Эти рельсовые скрепления являются связующим элементом между рельсами и основанием и обеспечивают:

— прижатие рельсов к основанию

— стабильную ширину рельсовой колеи

— обеспечивают быструю и экономически эффективную работу по замене деталей скреплений без перерывов в задержке движения поездов.

— вибростойкость и упругость в узлах рельсовых скреплений.

— температурные условия (оптимальные для работы рельсов) По конструкции рельсовые скрепления подразделяются на подкладочные и бесподкладочные (не имеющие под рельсами металлических подкладок).

Так же делятся на имеющие и не имеющие противоугонные свойства. Непротивоугонные скрепления не обеспечивают достаточного нажатия на основание и требуют при установке дополнительных мер по установке приспособлений препятствующих продольной сдвижки рельса.

Противоугонные скрепления обеспечивают необходимое нажатие при помощи упругих элементов. В свою очередь они делятся на подгруппы с болтовыми (регулируемые подтягиванием гаек клеммных болтов) и безболтовыми скреплениями .

Подкладочные скрепления делятся на нераздельные ( соединение рельса производится одними прикрепителями через подкладку), раздельные ( рельс к подкладке и подкладка к рельсу крепятся разными прикрепителями) и смешанные (рельс через подкладку крепится к опоре а подкладка самостоятельно крепится с опорой)

  1. Шпальные скрепления

      Деревянные шпалыПодкладочное костыльное соединение смешанного типа — является одним из самых распространенных креплений деревянных шпал. Основой этого крепления является клинчатая ребордчатая подкладка и костыли. Подразделяющиеся в свою очередь на основные (прижимающие рельс к подкладке и шпале для удержания от сдвига и опрокидывания) и обшивочные (прижимающие подкладку к шпале для уменьшения вибрации).

Раздельное скрепление – второе по применимости. Рельс прижимается к подкладке при помощи двух клемм натяжением болтов, установленных с боку в вырезы подкладок. Это скрепление не требует установки противоугонов, т.к. обеспечивает постоянное прижатие к рельсе.


Железобетонные шпалы: Отличие ЖБ шпал это повышенная прочность на сжатие, позволяющее применять бесподкладочные скрепления. Основным промежуточным скреплением используется клеммно — болтовое скрепление. Рельс прижимается к подкладке жесткими клеммами, надетыми на болты .

К шпале подкладка крепится закладными болтами. Головки болтов опираются на залитую в бетон металлическую шайбу, которая при затягивании обеспечивает равномерное распределение нагрузки на бетон.

  1. Противоугоны

      Используются для предотвращения продольного перемещения рельса по шпалам, происходящее при прохождении подвижного состава. В их качестве используются пружинные скобы, надеваемые на подошву рельсов. Они предотвращают перемещение путем передачи силы угона на подкладки или шпалы. Продольные силы  передаются на шпалы и далее на балласт.

  1. Подрельсовые опоры

 Предназначены для обеспечения постоянной ширины рельсовой колеи, восприятия усилий от рельс и передаче их на балластный слой. Устраиваются в виде брусьев и шпал (на металлических мостах и стрелочных переводах). Основными используемыми материалами для них являются железобетон и дерево.

Деревянные шпалы и брусья.  Изготавливаются из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра или березы. Формы поперечного сечения разделены на три вида: — Обрезные (пропиленные с четырех сторон)

— Полуобрезные (пропиленные с трех сторон)

— Необрезные (пропиленные с двух сторон)

Предпочтение отдается обрезным шпалам и брусьям, т.к они обеспечивают более устойчивую работу противоугонов.

Деревянные шпалы подразделяются в зависимости от назначения на три типа, различающихся по размерам поперечного сечения:

  • — для главных путей
  • — для подъездных и станционных путей
  • — для подъездных путей промышленных предприятий

Железобетонные шпалы и брусья. Изготавливаются из тяжелого бетона класса по прочности В40 (М500). За арматуру шпал используется стальная проволока диаметром три миллиметра, число проволок в шпале 44, расположение проволок контролируется  на торцах шпалы.

  1. Балластные материалы

 Балластные материалы делятся  на:

  • Щебеночные (применяется щебень фракций 25-60мм ГОСТ 7392-85)
  • Асбестовые (применяется песчано-щебеночная смесь из отсевов дробления серпентинитов ТУ 32 ЦП- 782- 92)
  • Гравийные (так же как и песчано-гравийные применяется на соединительных, станционных и соединительных путях, так же применяется в качестве подушки под все виды балластов ГОСТ 7394-85)
  • Песчано-гравийные

Балластная подушка – предназначена для предохранения грунта от разжижения (весной), появления трещин и пересыхания грунта (летом), предотвращения засорения щебня грунтом основной площади земляного полотна.

Конструкции балластных призм различают на:

Однослойные (используется любой балластный материал, кроме щебеночного)

Двухслойные(асбестовый и щебеночный балласт поверх песчаной подушки)

Трехслойные(балласт из асбеста поверх призмы из щебенки на песчаной подушке.

Опубликовано 1 неделя назад. Просмотров с момента размещения на сайте 26


Также, Вас может заинтересовать:

Рубрика записи: Важно знать
Особенности перевозки негабаритных грузов на ж.д. транспорте.
За 2 года с момета публикации, статью прочитали 344 раз(а)
У записи 1 комментарий
Рубрика записи: Важно знать
Граница железнодорожного пути необщего пользования. Акт раздела границ.
За 1 год с момета публикации, статью прочитали 1644 раз(а)
У записи 4 комментария
Рубрика записи: Важно знать
Геодезическая съемка железнодорожного пути и геодезические изыскания для проектирования.
За 2 года с момета публикации, статью прочитали 740 раз(а)
У записи пока нет комментариев

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.