Главная » Железнодорожная документация » Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, утверждённые Минтрансом России № АН-132-Р от 31.03.2003

Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, утверждённые Минтрансом России № АН-132-Р от 31.03.2003



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ СОДЕРЖАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

Ответственные разработчики-составители:

А.Г.Кузнецов, В.Д.Ленкин, В.Ф.Большаков, Ю.Ф.Козъяков

СОГЛАСОВАНО:

Начальник Управления промышленного транспорта Минтранса России А.Г.Кузнецов

Руководитель Департамента пути и сооружений МПС России С.А.Рабчук

Начальник отдела по надзору на ж.д. транспорте Госгортехнадзора России А.С.Павловский

УТВЕРЖДАЮ:

Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Насонов А.П. от 31 марта 2003 г. N АН-132-Р

 

Настоящие "Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта" являются новым нормативным документом, устанавливающим технические требования, нормы содержания и правила устройства железнодорожных путей промышленного транспорта. Включают в себя требования к организации содержания и ремонта пути, ответственность должностных лиц за контроль и состояние пути и сооружений, а также требования к содержанию путей для перевозки опасных грузов.

К разработке привлекались специалисты заинтересованных министерств, ведомств, промышленных предприятий и организаций.

Подготовлено и выпущено Проектно-конструкторско-технологическим институтом транспортного строительства по заказу Министерства транспорта Российской Федерации.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящие Требования включают основные технические условия, нормы, требования и правила устройства и содержания пути, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта Российской Федерации, обеспечивающих его функционирование при допускаемых скоростях движения.

1.2. Железнодорожный путь (далее — путь) промышленного транспорта представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для осуществления внешних и внутренних перевозок грузов (исключая перемещения в пределах технологических агрегатов) на предприятиях и организациях.

1.3. Путь состоит из верхнего строения (рельсы, стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями и балластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).

На участках автоблокировки путь оборудуется электрическими рельсовыми цепями, связанными с работой сигнальных устройств, сигналами, сигнальными и путевыми знаками, устройствами путевого заграждения.

Для пропуска через железнодорожные пути автотранспортных средств устраиваются переезды и путепроводы соответственно в одном или разных уровнях, а для прохода пешеходов — пешеходные мосты и дорожки (тротуары), пешеходные тоннели.

1.4. Пути промышленного железнодорожного транспорта делятся на внешние (подъездные) и внутренние пути.

К внешним (подъездным) путям относятся пути с комплексом зданий, сооружений и устройств при них, предназначенные для обслуживания внешних перевозок грузов предприятий и организаций, соединяющие станцию (пункт) примыкания железнодорожных магистральных линий общей сети с промышленной станцией и другими раздельными пунктами, а при их отсутствии с погрузо-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления внутренних путей.

К внутренним путям относятся:

— пути промышленных железнодорожных раздельных пунктов (станций, включая входные сортировочные станции промышленных районов, узлов и отдельных предприятий, разъезды, посты и обгонные пункты) со зданиями и сооружениями при них;

— соединительные пути, связывающие пути раздельных пунктов или отдельных производств предприятий, расположенных на обособленных площадках с веером путей грузовых фронтов, контейнерных площадок и с другими погрузо-разгрузочными путями грузовых фронтов с путями локомотивно-вагонного хозяйства, промывочно-пропарочных станций, вагонных весов и других транспортных сооружений и объектов;

— погрузо-разгрузочные пути, включая пути грузовых дворов, контейнерных площадок, складских баз и т.п. объектов предприятий и организаций;

— пути и комплексы зданий и сооружений ремонтных хозяйств, локомотивно-вагонных депо, пунктов экипировки локомотивов и подготовки вагонов к погрузке, тяговых подстанций и прочих транспортных объектов предприятий и организаций.

1.5. Внешние (подъездные) и внутренние соединительные пути в зависимости от их назначения, размеров и характера движения подразделяются на категории:

I — пути с объемом перевозок более 25 млн. т брутто в год, пути с протяженностью более 3 км независимо от порядка движения и объема перевозок, пути со скоростями движения по ним до 80 км/ч;

II — пути с объемом перевозок более 3 до 25 млн. т брутто в год, пути с протяженностью до 3 км с поездным и организованным маневровым порядком движения, пути со скоростью движения по ним до 40 км/ч;

III — пути с объемом перевозок до 3 млн. т брутто в год, пути с маневровым характером движения и допускающим скорость движения по ним до 25 км/ч, а также имеющие непосредственный выход на погрузо-разгрузочные фронты и въезды в здания.

1.6. Железнодорожные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с осевыми нагрузками 450 кН и более, укладываются по специальному проекту.

1.7. Содержание пути, сооружений и устройств должно производиться в соответствии с нормами и допусками, установленными настоящими Требованиями, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (Правила), Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ) и другими нормативными документами, связанными с содержанием пути.

1.8. Железнодорожные пути организаций, по которым обращаются локомотивы железных дорог Российской Федерации, должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

1.9. Контроль за состоянием пути, организация работ и их непосредственное выполнение по содержанию пути, сооружений и устройств в зависимости от объема перевозок, протяженности пути, эксплуатационных условий, технической оснащенности возлагается на специализированные подразделения предприятий и организаций или на подразделения магистральных железных дорог на договорной основе.

1.10. Содержание пути должно осуществляться при наиболее рациональном сочетании двух основных условий: обеспечение безопасности движения поездов с установленными скоростями и ресурсосбережения. Рациональность такого сочетания достигается на основе деления путей в зависимости от допускаемых скоростей движения, грузонапряженности и осевых нагрузок.

 

 

2. ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ

 

2.1. Требования и нормы устройства рельсовой колеи.

2.1.1. Путь в профиле и плане должен соответствовать утвержденной документации.

2.1.2. Кривые участки подъездных и соединительных путей должны иметь радиус не более 2000 м на путях I категории и 1000 м на путях II и III категорий.

Наименьшая допускаемая величина радиусов кривых в плане вне зависимости от типов обращающегося подвижного состава принимается в соответствии с табл.2.1.

 

Таблица 2.1

Допускаемая величина радиусов кривых в плане

Категория подъездных и соединительных путей

Радиусы кривых в плане, м

Основные

Допускаемые в условиях

трудных

особо трудных

I

 

500

250

180

II

 

300

200

160

III

 

200

180

160

Примечания:

1. При объемах перевозок более 5 млн. т брутто/год (кроме путей горнодобывающих предприятий) наименьшие допускаемые радиусы кривых для путей II и III категорий следует принимать по нормам для путей I и II категорий соответственно.

2. На передвижных путях карьеров и отвалов, а также на подходах к рабочим уступам, радиус допускается уменьшить до 150 м.

Радиусы кривых на соединительных путях, располагаемых на территории предприятий, допускается уменьшить в зависимости от типа подвижного состава от 160 до 60 м, назначения путей от 140 до 80 м.

На застроенных территориях в особо трудных условиях для слитковозных путей и путей движения мульдовых тележек наименьший радиус кривых допускается 60 м.

2.1.3. Прямые и кривые участки пути радиусом 2000 м и менее, а также смежные круговые кривые разных радиусов сопрягаются посредством переходных кривых.

Длину переходных кривых при сопряжении прямых и кривых участков пути принимают в соответствии с табл.2.2.

 

Таблица 2.2

Длина переходных кривых в зависимости от радиуса и категории пути

Радиус круговой кривой, м

Длина переходных кривых, м, при категории подъездных и соединительных путей

I

II

III

2000-1500

20; 0; 0

0

0

1400-1000

40; 20; 0

20; 0; 0

0

900-700

60; 40; 20

20; 0; 0

0

600-400

80; 60; 40

20; 20; 0

0

300-250

80; 60; 40

40; 20; 20

0

200-180

80; 60; 40

60; 40; 20

20; 0; 0

150-100

80; 60; 40

40; 20; 0

80

80; 60; 40

60; 40; 20

60

60; 40; 20

Примечания:

1. Первые значения длины переходных кривых — основные; вторые — допускаемые в трудных условиях; третьи — допускаемые в особо трудных условиях.

2. Переходные кривые допускается не предусматривать на подходах к рабочим горизонтам карьеров.

При сопряжении смежных кривых участков пути, направленных в разные стороны, переходные кривые указанной в табл.2.2 длины следует предусматривать со стороны каждой сопрягаемой кривой.

Длину переходных кривых для однопутных линий и наружного пути двухпутных линий определяют по формуле:

,

где: — расчетное возвышение наружного рельса в круговой кривой, мм;

— расчетный уклон отвода возвышения, мм/м.

Для внутреннего пути двухпутной линии длина переходной кривой определяется по формуле:

,

где: — уширение междупутья в кривой, м;

— радиус кривой, м.

Полученную по расчету длину переходных кривых следует округлять до значений, кратных 10.

Длина переходной кривой не должна быть менее 20 м.

2.1.4. Прямые вставки между переходными кривыми, а при их отсутствии — между круговыми кривыми следует предусматривать на путях I категории длиной 50 м, а на путях II и III категорий — 30 м.

В трудных условиях допускается уменьшить длину прямых вставок между кривыми, направленными в разные стороны на путях I и II категорий до 20 м, на путях III категории прямые вставки не предусматриваются, а кривые, направленные в одну сторону, заменять общей кривой. В особо трудных условиях вставки можно не устраивать на путях всех категорий.

2.1.5. В кривых участках пути наружная рельсовая нить устраивается и содержится выше внутренней. Величина возвышения , мм, определяется по формуле:

 

,

где: — расчетная скорость движения поездов, км/ч;

— радиус кривой, м.

В зависимости от конкретных условий работы пути в кривой (интенсивность износа рельсов по одной и другой нитям) полученная расчетом величина возвышения, при необходимости, может корректироваться.

Независимо от радиуса кривой возвышение наружного рельса с учетом допусков не должно превышать 150 мм.

2.1.6. На перегонах и станциях, расположенных в кривых, возвышение наружного рельса на внешних и внутренних путях устанавливается с учетом, как допускаемых скоростей движения, так и габаритов приближения строений в соответствии с Инструкцией по применению габаритов приближения строений. На кривых участках раздельных пунктов (кроме путей, по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов) возвышение наружного рельса, переходные кривые и прямые вставки между смежными кривыми могут не устраиваться.

Переводные кривые стрелочных переводов, расположенных на прямых участках, содержатся без возвышения наружного рельса.

Стрелочные переводы, расположенные на путях безостановочного пропуска поездов в кривых с возвышением наружной нити могут устраиваться также с возвышением наружной нити, если переводная кривая совпадает по направлению с кривыми участками пути. При этом величина возвышения наружной нити на стрелочном переводе должна быть не более 75 мм. Если же переводная кривая стрелочного перевода не совпадает по направлению с кривым участком пути, то возвышение на таких стрелочных переводах, как правило, не устраивается; допускается на таких стрелочных переводах его устраивать величиной не более 20 мм. Скорость движения поездов по переводной кривой в таких случаях должна быть не более 15 км/ч.

На закрестовинных кривых возвышение наружного рельса, как правило, не устраивается.

На погрузо-разгрузочных путях, расположенных в кривых участках пути, возвышение наружного рельса не устраивается, за исключением путей отвалов в пределах фронта разгрузки, где требуется устраивать возвышение наружного рельса со стороны откоса независимо от плана пути. Величина такого возвышения должна приниматься 100-150 мм в зависимости от устойчивости кромки откоса отвала. На кривых участках, где откосная (отвальная) нитка рельсов является внутренней, возвышение не должно превышать 40 мм.

2.1.7. Величины возвышения наружного рельса в зависимости от радиусов кривых и скоростей движения обращающегося по ним подвижного состава приведены в табл.2.3 и 2.4.

 

Таблица 2.3

Возвышение наружного рельса на кривых участках пути

 

 

 

 

 

 

 

 

Радиус кривой в плане, м

Возвышение наружного рельса в кривых участках пути, мм, при расчетной скорости движения поездов (подач), км/ч

80

60

40

30

25

15

10

2000

40

25

10

0

0

0

0

1800

45

25

15

0

0

0

0

1500

55

30

15

0

0

0

0

1400

60

35

15

10

0

0

0

1200

70

40

20

10

0

0

0

1000

80

45

20

15

0

0

0

900

90

50

25

15

10

0

0

800

100

60

25

15

10

0

0

700

115

65

30

20

15

0

0

600

135

75

35

20

15

0

0

500

150

90

40

25

20

0

0

300

150

70

40

30

10

0

250

150

80

45

35

15

0

200

100

60

40

15

0

180

115

65

45

20

0

160

50

20

0

150

10

140

10

120

15

100

15

80

20

60

25

 

Таблица 2.4

Возвышение наружного рельса на путях обращения специального подвижного состава

 

 

 

 

Радиус круговой кривой, м

Возвышение наружного рельса при пропуске специального* подвижного состава, мм, при скорости, км/ч

10

15

20

300

10

10

250

10

15

200

10

15

180

10

20

160

10

20

150

15

20

140

10

15

20

120

10

15

20

110

10

15

30

100

10

20

30

90

10

20

30

80

10

20

40

70

15

20

50

60

15

30

55

50

15

35

65

* К специальному подвижному составу относятся чугуновозы, шлаковозы, тележки для перевозки слитков и изложниц, тележки с мульдами и коробками для перевозки шихтовых материалов.

Примечание:

В необходимых случаях для уменьшения износа рельсов в кривой из-за несоответствия расчетной и фактической скоростей возвышение наружного рельса на кривых участках пути может быть увеличено или уменьшено на 25% против нормы.

2.1.8. Отводы возвышения наружного рельса кривой и кривизны при переходе от прямых к кривым, и наоборот, устраиваются на протяжении переходных кривых. Начало и конец отвода возвышения наружного рельса кривой и кривизны должны совпадать с точками НПК (начало переходной кривой) и КПК (конец переходной кривой).

В стесненных условиях допускается устройство отводов возвышения без переходных кривых либо на протяжении прямой, либо по 50% — на прямой и кривой (без соблюдения условия совпадения отводов возвышения и кривизны).

2.1.9. На близко расположенных кривых одного направления без переходных кривых отводы возвышения устраиваются только в том случае, если на протяжении прямой вставки, расположенной между концами кривых, укладываются длины обоих отводов и между их концами остается прямой участок длиной не менее 25 м (рис.2.1). В случае недостаточной длины прямой вставки для соблюдения этого условия отвод делается более крутым, но не круче, чем допускаемый по табл.2.5. Если же и в этом случае длина прямого участка оказывается менее 25 м, то возвышение делается на всем протяжении прямой между кривыми. При этом возвышение устанавливается равным возвышению на кривых и делается переходным на длине прямой вставки при разных радиусах кривых (рис.2.2).

Рис.2.1 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при достаточной длине прямой вставки между ними

Рис.2.2 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых одного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними

 

При отсутствии прямой вставки на двухрадиусной кривой одного направления отводы возвышения наружного рельса и уширения колеи делаются в переходной кривой или в пределах кривой большего радиуса (рис.2.3).

Рис.2.3 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити (и уширения колеи) между смежными кривыми разных радиусов одного направления без прямой вставки

При разносторонних кривых без переходных кривых отвод возвышения делается на прямой вставке между ними. В этом случае между концами отводов возвышения наружных нитей кривых должен быть прямой участок длиной не менее 25 м при возможности устройства отводов возвышения с уклоном не более 1‰. При соблюдении этого условия допускается увеличить уклон до 3‰. При сохранении длины прямой вставки 25 м, снизив скорость в соответствии с табл.2.5; при невозможности выполнения и этого условия допускается уменьшение прямого участка без возвышения до длины 15 м с устройством отводов уклоном до 3‰, причем в начале круговой кривой возвышение должно составлять не менее половины величины полного возвышения (рис.2.4).

Рис.2.4 Схема отводов возвышения наружной рельсовой нити при сопряжении смежных кривых разного направления при недостаточной длине прямой вставки между ними

Во всех случаях, когда между кривыми одного или разных направлений прямая вставка недостаточна, порядок устройства отводов возвышения наружного рельса и уширения колеи устанавливается начальником железнодорожного цеха промышленного предприятия. В особо трудных условиях прямые вставки между кривыми, направленными в разные стороны, разрешается не устраивать.

2.1.10. Уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых должны быть одинаковыми по всей длине переходной кривой. При большой длине переходной кривой (более 60 м) допускается иметь разные уклоны отводов на отрезках переходной кривой длиной не менее 30 м. При этом в обоих случаях наибольший уклон отвода не должен превышать величин, приведенных в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5

Рекомендуемые и предельно допускаемые уклоны отводов возвышения наружного рельса в кривых

 

 

 

Уклоны отвода возвышения, мм/м

Установленная скорость движения поездов, км/ч

рекомендуемые

допускаемые

1,6

1,9

80

1,8

2,1

75

1,9

2,3

70

2,0

2,5

65

2,1

2,7

60

2,3

2,9

55

2,5

3,0

50

2,7

3,1

40

3,0

3,2

25

Уклон отвода возвышения более 3,2 мм на один 1 м не допускается.*

* Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

В особо трудных, стесненных условиях, при отсутствии переходной кривой уклон отвода возвышения может быть не круче 5 мм на 1 м длины пути.

2.1.11. Путь в плане должен соответствовать проектному положению. Положение пути в плане нормируется и оценивается, в зависимости от установленных скоростей движения поездов, по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых от середины хорды длиной 20 м.

Стрелы изгиба круговой кривой по радиусу и хорде определяются по следующей формуле:

,

где: — стрела изгиба, мм;

— хорда, м;

— радиус кривой, м.

Стрела в пределах переходной кривой, за исключением начала и конца, определяется по формуле:

,

где: — стрела переходной кривой в точке, отстоящей от начала переходной кривой на расстоянии , мм;

— стрела изгиба круговой кривой, мм;

— расстояние от начала переходной кривой до точки, в которой определяется стрела, м;

— длина переходной кривой, м.

Стрелы изгиба кривых различных радиусов при хорде 20 м приведены в табл.2.6.

Таблица 2.6

Величины стрел изгиба круговых кривых, измеренных от середины хорды длиной 20м

 

 

Радиус, м

Стрела, мм

200

250

250

200

300

167

350

143

400

125

450

111

500

100

550

91

600

83

650

77

700

72

750

67

800

63

850

59

900

56

950

53

1000

50

1200

42

1500

33

1800

28

2000

25

Допустимые размеры разностей смежных стрел от хорды длиной 20 м, не требующие устранения, при содержании пути в плане в прямых и кривых (а в переходных кривых — от равномерного роста стрел) не должны превышать:

При скорости движения 71-80 км/ч

— 10 мм;

61-70 км/ч

— 15 мм;

41-60 км/ч

— 20 мм;

16-40 км/ч

— 25 мм;

до 15 км/ч

— 30 мм.

2.1.12. Продольный профиль пути должен иметь элементы возможно большей длины, но не менее 100 м. В трудных условиях длину элементов продольного профиля на путях II и III категорий разрешается уменьшить до 50 м.

Смежные прямолинейные элементы продольного профиля подъездных и соединительных путей при алгебраической разности сопрягаемых уклонов свыше 6‰ для путей I категории, свыше 8‰ для путей II категории и свыше 10‰ для путей III категории следует сопрягать в вертикальной плоскости кривыми радиусом не менее 2000, 1000 и 500 м соответственно.

Смежные элементы продольного профиля путей, предназначенных для перевозки горячих грузов, при алгебраической разности смежных уклонов свыше 5‰ следует сопрягать вертикальными кривыми радиусом не менее 1000 м. На стрелочных переводах, расположенных на переломах продольного профиля, радиус вертикальной кривой должен быть не менее 2000 м независимо от категории путей.

Стрелочные переводы на главных и приемо-отправочных путях раздельных пунктов должны находиться вне пределов вертикальной кривой радиусом не менее 5000 м, в особо трудных условиях на раздельных пунктах лесовозных веток, в карьерах и отвалах — не менее 2000 м.

Длина элементов криволинейного профиля должна быть не менее 25 м, а алгебраическая разность смежных уклонов не более 2‰.

2.1.13. План и профиль пути подлежат инструментальной проверке не реже одного раза в 10 лет, а продольные профили сортировочных горок, путей для скатывания вагонов с вагоноопрокидывателей, маневровых вытяжек не реже одного раза в 3 года.

На предприятиях и организациях должны быть чертежи планов и профилей всех железнодорожных путей. В них должны своевременно вноситься все изменения.

2.1.14. Государственным стандартом "Габарит приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм ГОСТ 9238-83" установлены габариты приближения строений С и С (см. Приложение 1).

Сооружения и устройства подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных, транспортных и других предприятий (для внешних (подъездных) путей) должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного государственным стандартом.

Сооружения и устройства, расположенные на территориях и между территориями заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, шахт, грузовых дворов, баз, складов, карьеров, лесных и торфяных разработок, электростанций и других промышленных и транспортных предприятий, а также промышленных железнодорожных станций (для внутренних путей предприятий) должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С, установленного государственным стандартом.

Габариты С и С следует применять при реконструкции (усилении) существующих внешних (подъездных) и внутренних путей промышленных, транспортных и других предприятий, сооружений и устройств на них, при электрификации, постройке дополнительных главных путей и удлинении станционных путей, путевом развитии станций и других работах, при эксплуатации внешних (подъездных) и внутренних железнодорожных путей предприятий, сооружений и устройств.

Установленные ГОСТ 9238-83 габариты приближения строений и расстояния между осями путей должны соблюдаться в течение всего периода эксплуатации сооружений, устройств и путей. Ответственность за несоблюдение габаритных нормативов при эксплуатации путей, сооружений и устройств несут руководители предприятий и организаций, на балансе которых находятся эти сооружения, устройства пути, а также должностные лица, ответственные за эксплуатацию этих объектов.

Для создания необходимых условий для пропуска негабаритных и сверхгабаритных грузов на станциях следует предусматривать как минимум по одному пути в каждом направлении, на которых должно быть обеспечено полное соответствие всех сооружений и устройств очертаниям габаритов С и С по сплошным линиям для перегонов. Соседние с этими путями междупутья должны иметь ширину не менее 4800 мм на существующих и не менее 5300 мм на вновь строящихся и переустраиваемых станциях, разъездах и обгонных пунктах. Высота предельных столбиков, устанавливаемых в этих междупутьях, не должна превышать 450 мм, считая от уровня верха головок рельсов.

Негабаритные сооружения и устройства, влияющие на безопасность работы персонала, должны быть ограждены с обеих сторон постоянными предупредительными знаками "Осторожно! Негабаритное место".

Грузы, которые не могут быть размещены на открытом подвижном составе в пределах габаритов погрузки, перевозятся в соответствии с порядком, установленным МПС России.

2.1.15. Расстояние между осями смежных путей раздельных пунктов на прямых участках должно соответствовать требованиям, приведенным в табл.2.7.

 

Таблица 2.7

Расстояние между осями смежных путей

 

 

 

Назначение станционных путей

Расстояние между осями смежных путей, мм

основное

минимальное

Главные пути

5300

4800

Главные и смежные с ними пути

5300

5300

Приемо-отправочные и сортировочные пути

5300

4800

Крайние пути смежных пучков путей сортировочного парка

6500

5300

Стрелочная улица и смежный с ней путь

5300

5300

Экипировочные пути при наличии на них:

 

 

— смотровых канав

5500

5500

— пескораздаточного устройства (со стороны лестницы)

 

6700

5850

Пути парков приема, отправления, сортировочно-отправочные пути, где предусматривается безотцепочный ремонт вагонов

Через один путь

5300 и 5600

Весовой и смежный с ним путь со стороны весовой платформы

5300

5300

Пути перегрузки непосредственно из вагона в вагон

3650

3600

2.1.16. Величина руководящего уклона (для каждого отдельного подъездного и соединительного пути) не должна превышать 30‰. В трудных и особо трудных условиях на соединительных путях II и III категорий, на путях карьеров и лесовозных ветках допускается применять руководящий уклон 40‰, при использовании тяговых агрегатов — свыше 40‰, но не круче 60‰.

Крутизну руководящего уклона на кривых участках пути следует уменьшать на величину, эквивалентную дополнительному сопротивлению от кривой.

Пути для перевозки горячих грузов металлургических производств должны располагаться на горизонтальной площадке. В трудных условиях допускается применение предельных уклонов до 2,5‰, на путях для перевозки жидкого чугуна, стали, горячих слитков и изложниц и до 10‰ — на путях для перевозки жидкого шлака и шихтовых материалов в мульдах и коробах на тележках, в особо трудных условиях соответственно 4‰ и 15‰.

Раздельные пункты, отдельные парки и пути маневровых районов, на которых предусматривается сортировка вагонов, должны располагаться на горизонтальной площадке, а в трудных и особо трудных условиях — на уклонах не круче 1,5‰. На раздельных пунктах, на которых сортировка не предусматривается, допускается устраивать уклоны не круче 2,5‰.

На раздельных и обгонных пунктах, на которых не предусматривается производство маневров и отцепка локомотива, допускается устраивать уклоны, не превышающие 12‰.

В карьерах и отвалах горнодобывающих предприятий на транзитных станциях, разъездах и обгонных пунктах допускается, при тех же условиях, устраивать уклоны крутизной до 75% от руководящего.

Сортировочные пути в пределах стрелочной зоны со стороны вытяжного пути следует устраивать на спуске до 2,5‰ в сторону сортировки вагонов или на площадке.

Вытяжные пути за пределами стрелочной горловины раздельных пунктов следует устраивать на спуске не круче 2,5‰ в сторону обслуживаемых ими путей или на горизонтальной площадке. В трудных условиях допускается вытяжные пути располагать на подъеме не круче 2,0‰ в сторону станции.

В пределах стрелочных горловин уклон должен быть не более 2,5‰. Диспетчерские съезды, отдельные стрелочные переводы на подъездных и соединительных путях, а в трудных условиях и горловины, на которых не предусматривается производство маневров, можно располагать на любом уклоне, не превышающем руководящий, уменьшенный на 3‰.

2.1.17. Номинальная ширина рельсовой колеи на прямых и кривых участках, измеряемая на уровне 13 мм от поверхности катания колеса по рельсу, приведена в табл.2.8.

 

Таблица 2.8

Номинальные размеры ширины колеи, мм

 

 

 

План пути

Деревянные шпалы

Железобетонные шпалы

Колея 1520 мм

Прямые и кривые радиусом 350 м и более

1520

1520

Кривые радиусом менее 350 м до 300 м (включительно)

1530

Кривые радиусом менее 300 м

1535

Колея 1524 мм

Прямые и кривые радиусом более 650 м

1524

Кривые радиусом от 650 м до 450 м

1530

Кривые радиусом от 449 м до 350 м

1535

Кривые радиусом от 349 м и менее

1540

Примечание:

В кривых участках пути радиусом от 349 м до 150 м разрешается укладка шпал при рельсах Р50 и Р65 с устройством рельсовой колеи шириной 1532 мм и 1529 мм соответственно. Устройство колеи указанных размеров достигается путем разворота ассиметричных рельсовых подкладок КБ-50 и КБ-65А на 180°.

2.1.18. Рельсовые нити на прямых участках должны быть расположены в одном уровне.

Разрешается на прямых участках содержать путь по уровню с возвышением на 6 мм одной нити над другой, при этом длина такого прямого участка не должна быть менее 200 м за исключением прямых участков, расположенных между смежными кривыми одного направления, на которых возвышение одной нити над другой может быть и при длине прямой менее 200 м.

На прямых, расположенных на двухпутных участках пути, повышается, как правило, наружная нить; на однопутных участках возвышение рельсовой нити устанавливается в зависимости от местных условий (состояния земляного полотна, наличия односторонних пучин и др.).

Возвышение одной нити над другой на прямом участке должно заканчиваться не ближе 25 м от начала возвышения в кривой, если повышенная нить на прямой совпадает с нижней нитью кривой.

Если на прямых участках с возвышением одной нити над другой расположено мостовое полотно на балласте, то на нем также должно быть сохранено это возвышение.

На мостах с ездой поверху с мостовыми брусьями возвышение допускается, если длина моста не более 25 м. На мостах большей длины с мостовыми брусьями, в тоннелях и на подходах к ним протяжением 25 м, а также на стрелочных переводах, расположенных на прямых участках, содержать путь с повышением одной нити над другой на 6 мм не допускается.

2.1.19. Вследствие того, что внутренняя рельсовая нить по сравнению с наружной имеет меньшую длину, а устройство стыков рельсов требует их расположения по наугольнику, то по внутренней нити через расчетное число рельсов нормальной длины укладываются укороченные рельсы с укорочением на 40, 80 и 120 мм рельсов длиной 12,5 м и 40, 80 и 160 мм — рельсов длиной 25 м.

Допускается укладка рельсов длиной 25 м на кривых участках пути без укорочения. При этом стыки укладываются "вразбежку" с расположением стыка одной рельсовой нити против середины другой нити.

Для определения количества и порядка укладки укороченных рельсов рассчитывают величину укорочения внутренней нити против наружной по длине. Это укорочение определяется по формуле:

,

где: — длина кривой, м;

— радиус кривой, м;

— расстояние между осями рельсовых нитей, мм, =1600 мм.

 

Общее количество укороченных рельсов для укладки на внутренней нити кривой равно:

,

где: — величина укорочения всей внутренней нити относительно наружной, мм;

— величина укорочения одного рельса, мм.

Число рельсов в группе, в которой один должен быть укороченным определяется по формуле:

,

где: — нормальная длина рельса, м.

При нормальной длине рельсов 12,5 м и длине укороченных рельсов 12,38, 12,42, 12,46 м на внутренней нити при различных радиусах кривой укладываются группами последовательно с чередованием укороченных и нормальных рельсов, указанных в табл.2.9.

Таблица 2.9

Порядок укладки укороченных рельсов на внутренней нити кривых

 

 

Радиус кривой, м

Расположение рельсов в группе

1

2

 

При укороченных рельсах длиной 12,38 м

170

Все рельсы укороченные

 

При укороченных рельсах длиной 12,42 м

250

Все рельсы укороченные

300

XXIXXX и т.д. такой же группой

350

XIXIXXXIX

400

XIXIXXIX

500

IX

600

IXIXIIXIXIXI

700

IXIIXIIXI

800

IXIIXIIIXIIXIIXI

900

IXIIIXIIIXIIXIIIXI

1000

IIXI

 

При укороченных рельсах длиной 12,46 м

500

Все рельсы укороченные

600

XXIXXX

700

XIXXXIX

800

XIXIXXIX

900

XIXIX

1000

IX

1200

IXIXIX

1500

IXI

2000

IIXI

Условные обозначения: X — укороченный рельс; I — рельс нормальной длины.

Если стык рельсов не совпадает с началом кривой, то первым рельсом на круговой кривой считается тот, который большей частью лежит на кривой.

На протяжении переходной кривой укладка рельсов производится в следующем порядке. Первый укороченный рельс укладывается на расстоянии от начала переходной кривой, второй — на расстоянии , третий — на расстоянии и т.д.

Расстояние определяется по формулам, приведенным в табл.2.10 в зависимости от длины укороченного рельса, радиуса кривой (в м) и длины переходной кривой (в м).

Таблица 2.10

Определение расстояния от начала переходной кривой до укороченного рельса

 

 

 

Номер укороченного рельса

Расстояние от начала переходной кривой до укороченного рельса

длиной 12,46 м

длиной 12,42 м

1

2

3

4

5

2.1.20. На путях промышленных предприятий, расположенных на кривых менее 150 м (в районах распространения вечномерзлых грунтов — радиусом менее 250 м), а также на кривых участках радиусом 300 м и менее I и II категорий при обращении подвижного состава с осевой нагрузкой более 294 кН (30 т.с.) для обеспечения безопасности движения поездов и повышения срока службы наружной рельсовой нити, стабильности и устойчивости рельсовой колеи со стороны внутренней нити следует предусматривать укладку контррельсов (рис.2.5.)

Рис.2.5 Схема укладки контррельсов в кривых участках пути малых радиусов: НК — начало кривой; ДЖБ — наибольшая длина жесткой базы обращающегося подвижного состава (размеры даны в миллиметрах)

Укладка контррельсов на кривых участках специализированных путей (слитковозных, шлаковозных, чугуновозных и др.) должна обосновываться расчетом.

При укладке контррельсов соблюдаются следующие требования:

— стык путевого рельса и стык прилегающего к нему контррельса располагаются на расстоянии не менее 1 м, исходя из условий возможности установки и крепления стыковых накладок;

— рельсовые стыки располагаются от начала (конца) кривой не менее чем на 2 м;

— не допускается укладка контррельсовых рубок длиной менее 6 м;

— установка контррельсов производится так, чтобы контррельсовые нити заходили за начало кривой не менее чем на наибольшую длину жесткой базы обращающегося подвижного состава и имели уширенные не менее чем на 100 мм отводы желобов, обеспечивающие плавный вход экипажа в кривую;

— ширина контррельсового желоба устанавливается настолько большой, чтобы в нем могли разместиться гребни всех колес экипажа, катящиеся по внутренней нити.

Рекомендуемые значения ширины контррельсового желоба приведены в табл. 2.11.

Таблица 2.11

Ширина контррельсовых желобов

 

 

 

 

 

Радиус кривой, м

Ширина колеи, мм

Ширина контррельсовых желобов, мм

минимальная

рекомендуемая

максимальная

менее 150

1546

64

70

85

от 150 до 200

1540

57

65

81

св. 200 до 250

1535

49

55

73

Контррельсовые скрепления устанавливаются на каждой второй шпале.

Для усиления горизонтальной жесткости конструкции при высоких осевых нагрузках производится дополнительное закрепление путевого рельса и контррельса между собой болтом, в качестве которого может быть использован закладной болт.

2.1.21. На кривых участках путей радиусом 300 м и менее III категории при осевых нагрузках подвижного состава свыше 294 кН (30 т.с.) следует предусматривать установку элементов усиления (металлических стяжек, рис.2.6 и упорок, рис.2.7). Количество металлических стяжек принимается по табл.2.12.

Рис.2.6 Металлические стяжки:

А, Б — соответственно по 5 и 7 стяжек на звено

Рис.2.7 Металлические упорки:

1 — скоба (приваривается строго по шаблону)

2 — рельс; 3 — подкладка

Таблица 2.12

Установка металлических стяжек в кривых

 

 

 

 

 

Радиус кривой, м

Тип рельсов

Число шпал на 1 км, шт.

 

 

1600

1840

2000

до 200

Р50, Р65, Р75

10/20

10/23

10/25

св. 200 до 300

Р50

7/15

8/15

8/17

Р65, Р75

5/10

5/11

6/17

Примечание:

числитель — данные для рельсов длиной 12,5 м, знаменатель — для рельсов длиной 25 м.

При необходимости конструкция металлических стяжек должна обеспечивать изоляцию рельсовых цепей.

 

2.2. Допуски на содержание рельсовой колеи

2.2.1. Допуски на содержание рельсовой колеи — устанавливаемые допускаемые отступления расположения рельсовых нитей от номинальных значений для обеспечения безопасности движения поездов с установленными скоростями движения.

2.2.2. Допускаемые отклонения ширины колеи в прямых и кривых приведены в табл.2.13.

Таблица 2.13

Величины отступлений ширины колеи в прямых и кривых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установ-

ленная скорость движения поездов, км/ч

 

 

Уширение колеи при номинале, мм

1520

1524

1535

1540

Не требующие устра- нения

Предель- ные откло- нения

Не требующие устра- нения

Предель- ные откло- нения

Не требующие устра- нения

Предель- ные откло- нения

Не требующие устра- нения

Предель- ные откло- нения

61-80

8

22

8

20

6

11

6

8

26-60

8

26

8

22

8

13

6

8

25 и менее

10

28

10

24

10

13

6

8

 

Сужение колеи при номинале, мм

61-80

4

8

4

12

4

18

4

20

26-60

4

8

4

12

4

18

4

20

25 и менее

4

8

4

12

4

18

4

20

В кривых малого радиуса

Радиус кривой, м

Номинальная ширина колеи, мм

Допускаемые отклонения, мм

350 и более

1524

+6 -8

349-150

1530

+10 -8

149 и менее

1540

+10 -4

            

Примечание:

1) При ширине колеи более 1548 мм и менее 1512 мм (на участках с железобетонными шпалами выпуска до 1996 г. — 1510 мм) требуется немедленное устранение отклонений по ширине колеи.

2) Допустимые предельные отклонения ширины колеи от ее размеров на участках с железобетонными шпалами: по уширению +6 мм, по сужению -4 мм.

3) Ширина колеи передвижных путей на прямых и кривых участках пути должна быть единой — 1535 мм; отклонения от ее размеров не должны превышать по уширению +6 мм и по сужению -4 мм.

4) При наличии в кривых радиусом 1200 м и менее бокового износа головки рельсов величина отклонения по уширению, не требующая устранения, может быть повышена на величину фактического износа внутренней грани головки рельса наружной нити, но не более чем 15 мм, при этом ширина колеи не должна превышать значений предельных отклонений.

2.2.3. Допускаемые отклонения в уровне расположения рельсовых нитей в прямых и кривых приведены в табл.2.14.

 

Таблица 2.14

Величины отступлений по уровню и перекосам

 

 

 

 

 

Установленная скорость движения поездов, км/ч

Уровень

Перекосы

не требующие устранения, мм

предельное отклонение, мм

не требующие устранения, мм

предельное отклонение, мм

1

2

3

4

5

60-80

8

25

10

20

41-60

10

30

12

25

16-40

12

35

14

30

15

15

50

16

50

Примечание: При превышении предельного отклонения рельсовой нити относительно другой скорость движения понижается.

2.2.4. Отводы отклонений по ширине колеи на прямых и кривых участках пути должны быть плавными и не превышать 3 мм на 1 м пути на постоянных путях и 5 мм на 1 м пути — на передвижных.

2.2.5. Допускаемые отклонения в плане расположения рельсовых нитей приведены в табл.2.15.

Таблица 2.15

Величины отступлений в плане

 

 

 

Установленная скорость движения поездов, км/ч

Разность смежных стрел, измеренных от середины хорды длиной 20 м, при длине неровности пути

 

 

До 20 м включительно

 

Более 20 до 40 м включительно

 

71-80

 

35

40

61-70

 

40

50

41-60

 

50

65

16-40

 

65

90

15

 

100

100

Закрывается движение поездов

 

более 100

более 100

2.2.6. При несовпадении отводов возвышения наружного рельса кривой и кривизны необходимость уменьшения установленной скорости движения поездов по данной кривой определяется по величине непогашенного ускорения и скорости ее изменения. Выявленные несовпадения отводов, не требующие ограничения скорости движения, устраняются в плановом порядке.

 

2.2.7. Фактическое максимальное возвышение наружного рельса с учетом допусков на содержание не должно превышать 150 мм. При превышении этой величины движение поездов закрывается.

2.2.8. На закрестовинных и переводных кривых не допускается образование в процессе эксплуатации понижения наружной нити по отношению к внутренней (обратного возвышения) более чем на 20 мм. В противном случае скорость движения по такой кривой уменьшается до 15 км/ч. При понижении более 40 мм движение закрывается.

2.2.9. При превышении допускаемого уклона отвода возвышения наружного рельса в кривой для установленной скорости, установленная скорость уменьшается вплоть до закрытия движения поездов (см. табл.2.5).

2.2.10. При превышении допускаемого уклона отвода ширины колеи для установленной скорости, определяемого на базе 2 м, скорость уменьшается до значений, соответствующих фактическому уклону отвода, вплоть до закрытия движения поездов.

Уклоны отвода ширины колеи допускаются не более:

· 4,0 ‰ при скорости движения до 80 км/ч

· 4,5 ‰ при скорости движения до 60 км/ч

· 5,0 ‰ при скорости движения до 25 км/ч

При уклоне отвода ширины колеи более 5‰ путь для движения поездов закрывается и принимаются меры к немедленному устранению неисправности пути.

Уклон отвода ширины колеи при ручных промерах определяется как разность значений ширины колеи в точках через 2 м, уменьшенная на разность величины бокового износа в этих точках и деленная на 2000.

Например, ширина колеи в данной точке кривой составляет 1530 мм и боковой износ наружного рельса 4 мм, а в точке через 2 м — ширина колеи 1535 мм и боковой износ 6 мм. Величина уклона отвода при этом составляет:

((1535-1530)-(6-4))/2000=(5-2)/2000=1,5‰.

 

 

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ, НОРМЫ УСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ПУТИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

 

 

3.1. Рельсы и скрепления.

3.1.1. На железнодорожных путях промышленных предприятий укладываются новые и старогодные рельсы типа Р75, Р65, Р50. В эксплуатации еще находятся рельсы легче Р50, в том числе сырые. Характеристики рельсов приведены в Приложении 2.

Рельсы, предназначенные для повторного использования, относятся к старогодным и используются в соответствии с табл.5.3 в зависимости от технического состояния и пропущенного тоннажа (группы годности).

Качество старогодных рельсов, укладываемых в путь, должно соответствовать группе годности рельсов, определяемой по: "Указания об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России" (ЦПТ-80/55 от 28.12.99 г.)

3.1.2. Стандартная длина рельсов — 25 и 12,5 м: укороченных — 24,92; 24,84; 12,46; 12,42; 12,38.

3.1.3. На передвижных путях укладываются старогодные рельсы типа Р65 (С) на деревянных шпалах с эпюрой 1840 шт. на 1 км пути — при устойчивом основании (на грунтах I и II категорий термопросадочности) и 2000 шт. на 1 км пути — при неустойчивом основании (на грунтах III и IV категорий термопросадочности).

На путях металлургических предприятий, по которым предусматривается движение специального подвижного состава для перевозки жидкого чугуна, слитков и т.д., укладка старогодных рельсов запрещается.

На кривых участках с радиусом 300 м и менее рекомендуется укладывать предварительно гнутые рельсы.

3.1.4. Рельсы одного и того же типа, одной длины или одного вида термообработки должны укладываться сплошными участками, как правило, на протяжении всего перегона или между двумя смежными стрелочными переводами.

3.1.5. Рельсы в пути, как на прямых, так и в кривых участках, имеют подуклонки, 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал).

При деревянных шпалах такая подуклонка рельсов обеспечивается за счет подуклонки металлических подкладок, а при железобетонных шпалах — за счет такой же подуклонки подрельсовой площадки на шпалах.

Подуклонка рельсов не должна быть меньше 1/60 и больше 1/12, а по внутренней рельсовой нити в кривых при возвышении внутренний нити свыше 85 мм — соответственно 1/30 и 1/12.

Перед и за стрелочными переводами, на которых рельсы не имеют подуклонки, устраивается плавный переход от подуклоненного к неподуклоненному положению рельса на длине не менее 3 м путем затески деревянных шпал под подкладками, а при железобетонных переводных брусьях за счет подуклонки их подрельсовой площадки.

3.1.6. Для прикрепления рельсов к шпалам применяется промежуточные рельсовые скрепления нераздельного, раздельного и смешанного типов.

3.1.7. Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырехдырных двухголовых накладок и болтов с пружинными тарельчатыми шайбами (рис.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип рельса

Размер, мм

 

 

А

 

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

И

К

Р75, Р65

 

420

49

130

220

202

220

130

49

150

360

Р50

 

440

50

140

150

140

150

140

50

132

310

Р43

 

450

75

160

110

120

110

160

75

114

290

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип рельса поз.1

Деталь узла скрепления

 

Подкладка поз.2

Гайка поз.3

Шайба пруж. поз.4

Накл. двухголовая поз.5

 

Болт путевой поз.6

Костыль путевой поз.7

Прокладка поз.8

Р75, Р65

Д65

М27

27

К рельсам типа P75, P65

 

М27х160

Типовой дл. 165 мм

 

под подкл. Д65

 

Р50

Д50

М24

24

К рельсам типа Р50

 

М24х150

Типовой дл. 165 мм

 

под подкл. Д50

 

Р43

Д43

М22

22

К рельсам типа Р43

 

М22х135

Типовой дл. 165 мм

 

 

Рис.3.1 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление с рельсами Р75, Р65, Р50, Р43

 

 

Рис.3.2 Стыковое и промежуточное скрепление КБ65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65 и Р75:

 

1 — прокладка под подкладку КБ; 2 — подкладка КБ; 3 — гайка М22х22; 4 — болт М22х75; 5 — двухвитковая шайба; 6 — клемма; 7 — болт М22х75; 8 — скоба для изолирующей втулки КБ; 9 — изолирующая втулка КБ; 10 — прокладка под подошву рельса

 

 

Рис.3.3 Стыковое и промежуточное скрепление ЖБР-65 на железобетонных шпалах с рельсами Р65:

 

1 — упорная прокладка; 2 — упорная шайба; 3 — пружинная клемма; 4 — скоба; 5 — гайка М22; 6 — болт М22; 7 — прокладка

 

 

Рис.3.4 Стыковое и промежуточное скрепление АРС на железобетонных шпалах с рельсами Р65:

1 — анкер; 2 — изолирующий уголок; 3 — подрельсовая прокладка; 4 — монорегулятор; 5 — клемма; 6 — подклеммник

 

 

 

Рис.3.5 Стыковое и промежуточное шурупно-дюбельное скрепление типа ШД-65 на железобетонных шпалах типа ШСП-Д с рельсами Р65:

 

1 — клемма промежуточная — I; 2 — клемма промежуточная — II; 3 — прокладка изолирующая; 4 — шайба двухвитковая пружинная; 5 — прокладка подрельсовая; 6 — шуруп путевой 24х170; 7 — дюбель полимерный

 

 

Рис.3.6 Стыковое и промежуточное шурупно-дюбельное скрепление типа БКС на железобетонных шпалах типа БС-ПБ с рельсами Р65:

1 — клемма промежуточная — I; 2 — клемма промежуточная — II; 3 — прокладка изолирующая; 4 — шайба двухвитковая пружинная; 5 — прокладка подрельсовая; 6 — болт М22х175; 7 — гайка М22; 8 — втулка изолирующая

Характеристики накладок и подкладок приведены в Приложении 3.

Во избежание образования вертикальных и горизонтальных ступенек при смене рельсов в процессе эксплуатации, концы укладываемых рельсов должны иметь одинаковую с концами лежащих в пути рельсов высоту и ширину головки.

Рельсы, имеющие вертикальные ступеньки более 1 мм, должны соединяться переходными накладками или должна производиться наплавка пониженного конца рельса.

До проведения этих работ скорости движения поездов по стыкам с вертикальными ступеньками должны быть не более приведенных в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Условия пропуска поездов по стыкам со ступеньками

 

 

 

Величина ступеньки

Скорость движения, км/ч, при температуре воздуха

 

 

Выше -25 °С

 

-25 °С и ниже

 

Более 1 до 2

 

80

50

Более 2 до 4

 

40

25

Более 4 до 5

 

15

15

Более 5

 

движение закрывается

3.1.18. Переход от одного типа рельсов к рельсам другого типа осуществляется с использованием переходных рельсов или переходных накладок (рис.3.7, 3.8).

Рис.3.7 Переходной рельс типа Р65/Р50